Расследования

СОЦИАЛЬНЫЙ GPA В КАЗАХСТАНСКИХ ШКОЛАХ: Новая реальность или очередное бремя?

СОЦИАЛЬНЫЙ GPA В КАЗАХСТАНСКИХ ШКОЛАХ: Новая реальность или очередное бремя?

Гульбану АБЕНОВА

Министерство просвещения Казахстана заявило о введении новой системы оценки – социального GPA. Идея выглядит амбициозно: мотивировать школьников к участию в общественной жизни и дополнительном образовании. Однако множество вопросов остаётся без ответа. Как будет работать эта система, кто её будет администрировать и насколько оправданы подобные нововведения в школьной среде?

GPA: что это и как работает? В мировой практике GPA (Grade Point Average) – это интегральная оценка успеваемости, которая рассчитывается на основе академических результатов учащихся. Например, в США GPA применяется для ранжирования учеников и отбора в высшие учебные заведения. 

Шкала чаще всего четырёхбалльная, где «4.0» – это максимальная оценка, соответствующая отличной успеваемости. В Казахстане GPA уже применяется в ВУЗах, где оцениваются академические успехи студентов. Однако система часто критикуется за сложность и перегруженность бюрократическими процедурами. Попытка перенести этот механизм в школьную среду вызывает обоснованное беспокойство.

Как будет работать социальный GPA в школах? На данный момент деталей о механизме работы нет. Вопросы, которые остаются без ответа:
• Кто будет оценивать? Учителя, администрация школы или отдельные эксперты? Как будет обеспечиваться объективность?
• Какие критерии будут использоваться? Чётких стандартов нет, а методические рекомендации, как показывает опыт, могут быть размытыми.
• Как часто будет вестись оценка? Ежегодно, ежеквартально или по итогам всего периода обучения?
• Как это отразится на учителях? Уже перегруженные педагоги рискуют получить дополнительную нагрузку в виде администрирования и оценки социального GPA.

РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ 

1. Перегруженность учителей

Школьные учителя и так страдают от бюрократической нагрузки. Введение новой системы потребует от них ведения дополнительной документации, участия в оценке внеучебной активности и обеспечения прозрачности процесса. Это неминуемо скажется на качестве их основной работы – преподавания.

2. Неравенство среди школьников

Социальная активность и успехи во внеучебной деятельности зависят от возможностей семьи. Одни родители могут позволить себе оплачивать кружки, дополнительные занятия и поездки на конкурсы, а другие – нет. В результате система может усугубить разрыв между детьми из разных социальных слоёв.

3. Перегрузка учеников

Помимо основной учебной программы, школьников вынуждают демонстрировать активность в общественной жизни, что может привести к эмоциональному выгоранию. Учёба, подготовка к ЕНТ и дополнительные мероприятия создают непосильное бремя.

4. Отсутствие прозрачности

Как будет гарантироваться объективность оценки? Кто обеспечит справедливость в учёте достижений, если в школьной практике часто бывает фаворитизм?

5. Бесполезность для поступления

На текущий момент социальный GPA не учитывается при сдаче ЕНТ и не влияет на получение гранта. Возникает вопрос: ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН, если не играет роли в образовательной траектории ученика?

6. Отсутствие преемственности

В вузах уже существует интегральный GPA, который включает элементы социальной активности. Однако как связать школьный и вузовский GPA, если их критерии разнятся? Это создаёт разрыв между уровнями образования и противоречит принципу преемственности.

РИСКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Родители сталкиваются с дополнительными сложностями:
• Давление на бюджет семьи. Чтобы ребёнок мог набирать «социальные баллы», потребуется участие в платных мероприятиях и кружках.
• Ухудшение эмоционального климата. Постоянное стремление соответствовать новым требованиям может стать источником стресса как для детей, так и для родителей.

ЧЕМ ЭТО ОБЕРНЕТСЯ  для системы образования?

1. Иллюзия прогресса.
На словах социальный GPA создаёт впечатление инновации, но на деле может оказаться формальностью, перегружающей и учащихся, и учителей.
2. Усиление бюрократии.
Вместо решения насущных проблем образования – таких как нехватка квалифицированных педагогов, перегруженность учебных программ и отсутствие материально-технической базы – вводится ещё одна сложная система.
3. Недоверие к новшествам.
Общество уже активно критикует инициативу, считая её непродуманной. Это снижает доверие к образовательным реформам в целом.

Заключение

Идея социального GPA могла бы стать шагом к всестороннему развитию школьников, если бы была тщательно продумана. Однако сейчас она больше напоминает попытку внедрить модный термин без понимания его последствий. 

Вместо того чтобы подстраивать школу ПОД ВУЗОВСКУЮ МОДЕЛЬ, стоит сосредоточиться на улучшении качества образования, доступности внеучебных мероприятий и сокращении бюрократической нагрузки на учителей.

Вопрос о введении социального GPA остаётся открытым. Но главный урок здесь в том, что любые изменения должны быть основаны на реальных потребностях, а не на громких лозунгах.