О ФИЛЬМЕ «НУРИКАМАЛ»
Гульбану АБЕНОВА
Ну как вы уже знаете, с прототипом героини фильма «Нурикамал» я была знакома с детства, так как моя мама с ней дружила, общалась долгие годы. Эта была особенная женщина, все говорят о ее красоте, но те, кто знал ее лично, отмечают ее внутреннюю красоту, или то, что излучала она. Это был глубоко порядочный, честный человек, очень трудолюбивый, преданно служившей Родине на своем посту. Все отмечают ее человеческие качества, интеллигентность, образованность, доброту, мудрость…
Лично я отмечу ее внимательность к людям, она очень много помогала им, всегда доброжелательна, бескорыстна…
В школьные годы, когда она интересовалась моими делами в школе, я рассказывала о том, что не нравится математичка, из-за нее я возненавидела математику, а вот когда до 8 класса была Ольга Федоровна, я очень обожала математику и участвовала на Олимпиадах школьных. А сейчас математика идет по наклонной, на автомате, на прежних знаниях… Нурикамал-апа внимательно слушает мою сумбурную речь, я помню ее глаза - очень внимательные, что кажется, что видит меня насквозь, выслушав меня до конца, она лишь скажет одну фразу: «подтягивай математику». И всё.
Каждый мой приезд на каникулы из Москвы, она находила время увидеться со мной: ну, студентка, рассказывай. Помню, всегда спрашивала на каких спектаклях в Большом я была, в каких театрах какие премьеры я посмотрела, на каких концертах побывала. И очень внимательно слушала и смотрела на меня своими внимательными глазами. Я помню, в 90-ые годы в Москве появились первые альтернативные театры, выставки авангардного искусства, и она с таким большим интересом слушала и просила подробнее рассказать: так чем отличается альтернативный театр от прежних, обычных, привычных?…
Что касается фильма, не было ожиданий что увижу реальный образ Нурикамал. Я просто хотела увидеть как художественно воплотили историю создания знаменитой песни. И я хотела взглянуть на эпоху недавного прошлого, на конец восьмидесятых, посмотреть на тех людей, на ценности тех лет.
К сожалению, ничего этого я не увидела. Создатели фильма не отошли от нашей современности: те же мажоры, папенькие сыночки занимаюшие посты с их вседозволенностью…. Фу как противно было смотреть на казахов, которые тазиками хлыщут водку, с безобразными грязными волосами, неопрятными кривыми лицами…дурацкими пошлыми шутками…
Достоверности нет, хотя историю создания рассказывали авторы песни не раз, есть даже документальный фильм. Была маевка. Это когда в мае коллективом выезжали на природу. А природа весной в окрестностях Шымкента это райский уголок. Весна в тех краях это нечто. Кто видел, тот знает. Где эта природа и красота в фильме? Только на словах, герои фильма только и повторяют, что природа изменчива, солнце пока нет. Такое ощущение, что нашли какой-то холмик, поставили юрту и самовар и вот она красота природы, которая поспособствовала особому чувству творческих людей. Это был замечательный майский день. Самое красивое место Казыгурта, юрты может и не было, но был самовар, песни, игры детей на природе, тюльпаны яркие, прогулки на лошадях, особенный чистый воздух обновления природы. По воспоминаниям участников того дня. И никаких алкашей, ибо собрались одни женщины и был один мужчина среди них - муж Ханбибы, ибо они приехали с детьми на своей машине.
Не было никого партийного босса вновь назначенного в регион. Руководитель партийной организации, как нынче аким пьяный дебоширит и дерется с рабочим классом? Что за фантастика, ау, сценаристы?! Малыши, плохо знаете матчасть. Не знаете те годы, спросите у родителей, бабушек и дедушек, они еще живы. После такой пьяной драки, такого партократа на следующий день не увидишь в кабинете с портретом Горбачева. «Партбилет на стол!» и вышвырнули бы за пределы здания с красным флагом.
Все актеры мне не знакомы, кстати, что там блогерша делает, которая не нарадуется смерти мужа? Ни один актер достоверно не вжился в роль. Ну разве что чуть-чуть Сайлаугуль, партийная дама. Остальные просто выученный текст произносят, никаких чувств и эмоций, чтобы поверить нам, что кто-то там влюблен, страдает муками творчества или от неразделенной любви или сочувствуют жене композитора, одни слова «обал болды Ханбибиге».
Главная героиня в роли Нурикамал - Фариза Ескермес, красивая, стройная, держит спину прямо как прототип. И глаза, кстати, похожи. Но такая пустота в этих глазах. Никаких чувств, достоинства, мыслей, если на то пошло. Кукла, а не актриса. Нарядили ее как китайскую принцессу, даже она догадается глубокой ночью на дискотеке снять шляпу - солнца-то нет. Эта ходит в красных туфлях и с красной сумкой в обнимку по холмам и дискотекам. Смешно.
Нурикамал одевалась всегда элегантно, со вкусом, но не вызывающе и неярко. Стиль строгий, но с элементами тонкой изысканности. У актрисы длинные роскошные волосы, и как бы она красиво смотрелась при встреча с акыном Фаризой, с заплетенными косами обвитыми в три слоя сзади головы. А так выглядит как какая-то неуверенная абитуриентка на экзамене. А не партийная леди с хорошей ровной карьерой и безупречной репутацией. А Ханбиби что так истерично кричит на мужа, аж противно от этого визгливого крика.
Мне мои молодые коллеги пишут, что в тик-токе про этот фильм говорят, что это пропаганда измены.
Никакой измены не было, просто создатели фильма, сценаристы, режиссеры и актеры не смогли правдоподобно рассказать эту историю создания замечательной песни. Непрофессионализм, отсутствие таланта, или просто поверхностное отношение. Бизнес и никакого таланта. Это история о необычных женщинах. И Ханбиби и Нурикамал были не такими как все. Это образованные женщины, глубокие, знающие человеческие души, с широкой и доброй душой. Ханбиби одаренная, талантливая. Прекрасный поэт, с богатой художественной речью, знаниями о культуре наших предков, уважающая и чтящая традиции народа. И выставлять ее кричащей на мужа просто непростительное неуважение к ней.
Она оценила не только внешнюю красоту, но и такт, достоинство Нурикамал, восхищалась и ее мудростью и воспитанием. Она любила своего мужа, ценила и его талант. Она хотела, чтобы он был счастлив. И хотела видеть рядом с ней прекрасную женщину как Нурикамал, раз его любовь к ней угасла. Нурикамал будет настоящей музой ее композитору. Так рассуждала эта женщина. Поэтому такие непривычные желания необычной женщины. Искусство и вдохновение ставила выше женской ревности и женского эго. Вот в чем причина. Поистине поэт, настоящая творческая душа у Ханбиби. Понимаете, нам обычным среднестатистическим людям, этого не понять, люди искусства и творчества они другие. Ханбиби достойная женщина, ни капли она не потеряла достоинства. Честна с собой и с другими. Если любовь то надо полностью отдаться ей, а если нет любви - то не надо цепляться за остатки ее. Так рассуждала она. В одном интервью она говорит: «Кто-то из нас должен быть счастлив, если ты полюбил кого-то, то будь счастлив ты», - сказала она ему. Спустя тридцать лет совместной жизни Ханбиби и ее муж развелись. И причиной стала отнюдь не Нурикамал.
Когда-то Ханбиби действительно предлагала ему жениться на Нурикамал, и пусть она родит тебе сына, - даже заявляла. На что композитор ответил: «я что ли дурак второй раз жениться на умной женщине».
Он сошелся с какой-то цыганкой -турчанкой, с которой вместе выпивал на полу, постелив газету. Ханбиби отдала ему их квартиру, машину. Его новая жена потребовала и гараж. «Отдай им гараж», - сказала Ханбиби дочери, которая пользовалась этим гаражом и возмущалась требованию отца. Как-то дочери пошли поздравлять отца с днём рождения с подарками. Отец и мать у них родились в один день и в один год. И люди годами дарили им подарки в один день, многие не знали о разводе и отправляли и его подарок в их дом. Они увидели что их мебель сломана, мамины сервизы в серванте все побиты…
Когда он умер не откуда было выносить тело. Ханбиби организовала и поминки на семь и сорок дней и годовщину. И памятник ему поставила от имени дочерей. А сейчас полистайте Гугл не найдете ничего о его биографии. Так и канул в лето и все из-за одного предательства и поступка недостойного мужчины… Осталась одна единственная песня, которая появилась благодаря двум прекрасным, мудрым женщинам. И останется навеки пока будут казахи и казахская речь. И обрастет эта песня множественными легендами и мифами. И каждый, слушая ее, будет представлять прекрасную недоступную пери и у всех она будет своя, особенная и неповторимая….
Если бы Нурикамал-апа была жива и я спросила ее мнение относительно фильма «Нурикамал», я знаю, что она ответила бы. Она сказала бы, что ей приятно, что она стала причиной создания фильма, как и песни. Дипломатично пропустила бы все огрехи режиссеров и сценаристов, улыбнулась бы по поводу игры актеров. А потом задумчиво произнесла бы: ну ничего, осылай, ақырындап жастар үйренеде қазақтар туралы кино түсіруді… үйренеді ғой, ниеттері дұрыс болсын…