Культурная жизнь

Тернистый путь Мыржакыпа Дулатова ради будущего народа

Тернистый путь Мыржакыпа Дулатова ради будущего народа

Марсель АЛДАНОВ

В этом году исполняется 140 лет Мыржакыпу Дулатову, казахскому писателю, поэту, публицисту, педагогу, одному из лидеров национально-освободительного движения «Алаш». Он сыграл важную роль в формировании казахской национальной идентичности в начале XX века.

Мыржакып Дулатов родился 25 ноября 1885 году в Жангильдинском районе Торгайской области (ныне Костанайской области). В двухлетнем возрасте он лишился матери Демеш, потерял отца когда ему было 12 лет. После окончания начальной школы, мальчик поступает в Торгайское русско-казахское педагогическое училище и в 17-летнем возрасте начинает работать учителем в сельской школе.

В 1904 году 19-летний юноша встречается с Ахметом Байтурсыновым и Алиханом Букейхановым в Каркаралы. Эта встреча сыграла огромную роль в становлении мировоззрения молодого Дулатова. Лидеры нарождающегося казахского реформистского национального движения оказали большое влияние на дальнейшее развитие Дулатова как просветителя, гражданина, политика и литератора.

В дни революции 1905 г. он был в рядах демонстрантов в Каркаралинске, участвовал в работе съезда так называемой «Казахской конституционно-демократической партии» в Уральске (1906 г.), в составе группы его делегатов ездил в Петербург. Все увиденное и пережитое в первой русской революции поэт отразил в стихотворении «К молодежи» («Жастарға»), опубликованном в первом номере газеты «Серке» (Петербург, 1907 г.) Во втором номере этой газеты вышла его статья «Наши задачи», в которой он разоблачает политику царизма на национальных окраинах. Эти номера газеты были конфискованы, а дальнейшее издание ее запрещено.

Дулатов заявил о себе как политическая личность, когда он в 1909 году выпустил свой первый поэтический сборник «Оян, қазақ!» («Проснись, казах!») под псевдонимом Аргын в городе Казань. Эта книга не понравилась царскому правительству и сразу же была конфискована, однако казахи ее распространяли, переписывая от руки. Выход этой книги был расценен цензурой как протест казахской интеллигенции против колониальной политики царского правительства.

Такую же направленность отражали книги «Маса», «Қырық мысал», «Шолпан». Вернувшись в Торгай, Мыржакып продолжает работу в качестве учителя, посвящая все свободное время самообразованию. В 1911 году он переиздает «Оян, қазақ!», после чего был арестован и провел полтора года в тюрьме.

В это же время он пишет первый казахский роман «Бақытсыз Жамал» («Несчастная Жамал»), посвященный тяжелой доле казахской женщины. Позже он развивает эту тему в пьесе «Балқия». Литературный критик К. Кеменгеров сравнивал сборник «Оян, қазақ!» с «Горем от ума» Грибоедова, а роман – с «Бедной Лизой» Карамзина.

Несмотря на преследования, Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма. Он активно выступал за участие казахов в Государственной думе, за реформы, и был одним из авторов программы партии «Алаш», выступавшей за парламентаризм и институт президентства. Вместе с Байтурсыновым и Бокейхановым он выпускает газету «Қазақ» (1913–1917), где публикует поэму «Азамат» и множество других работ политического и публицистического характера.

Летом 1917 года Мыржакып Дулатов становится одним из организаторов Первого Всекиргизского съезда в Оренбурге, где оформляется первая казахская политическая партия «Алаш». После провозглашения в 1917 Киргизской (Казахской) автономии, Дулатов становится членом правительства «Алаш Орда» вместе с его руководителями Бокейхановым и Байтурсыновым.

Однако путь к независимости оказался сложным. Впереди Дулатова ждали тяжелые решения, идеологические переломы и новые испытания — уже в Советской эпохе.