Интервью KazFace.kz

Динара Саду: микрофон не прощает фальши

Динара Саду: микрофон не прощает фальши

Тамирис АБДИЛДИНА

Телеведущую Динару Саду знают многие казахстанские зрители. Она — лицо новостей телеканала «24KZ», которое мы привыкли видеть в эфире с уверенной подачей и чёткой речью. Но за этим стоит немало усилий, смелости и неожиданных поворотов судьбы. В эксклюзивном интервью корреспонденту KazFace.kz Динара рассказала, как изменилась её жизнь после неожиданного предложения сменить профессию, с какими стереотипами сталкиваются ведущие и почему работа в кадре — лишь часть большого труда.

— Динара, расскажите, каким был ваш путь в профессию? С чего началось?

Все ведущие, рассказывают историю, как смотрели новости и подражали дикторам. И я не буду исключением. Но вот когда пришло время выбирать профессию, меня одолевали разные мысли: я хотела быть и военной, и адвокатом, и учителем по русскому языку и литературе, и психологом. 

— То есть вы не сразу решили стать журналистом?

В итоге, сдав ЕНТ, поступила на биолога. Не скажу, что любила биологию. Просто так получилось.

— Но ведь вы всё равно пришли в журналистику. Что стало поворотным моментом?

Когда я писала дипломную работу на тему «Распространение ВИЧ-инфекции в СКО», мне позвонила моя подруга Асель Абдульманова и спросила: «Не хочу ли попробовать себя диктором?». Конечно я хотела! Но, честно говоря, думала, что диктор - это тот человек, который читает закадровые тексты. Мир журналистики тогда мне был неизвестен. 

— Никогда раньше не задумывались о карьере в этой сфере?

Из-за того, что я хорошо писала, моя тётя советовала поступать на журналистику. Но мне казалось, что это не очень востребовано. А учитель нужен всегда. 

— И вы всё же решились пойти на кастинг?

Я сходила на кастинг и прошла его. Здесь, кстати, пригодился мой школьный опыт - с детства ни одно школьное мероприятие не проходило без моего участия. Везде была ведущей и даже ди-джеем вплоть до окончания. Завуч по воспитательной работе и мой любимый учитель Дина Апеновна разглядела тогда мой талант. 

— Получается, вы сразу после университета попали на телевидение?

Да, получив диплом, я сразу устроилась на местный телеканал «МТРК» в Петропавловске. В самом начале, конечно, рассказывала сказки, потому что читать новости не умела. Но мне на помощь пришла мой педагог, наставник - Наталья Томашук. Она работала звукорежиссером на канале. А до этого 25 лет в театре. Она-то и научила меня подавать новости и в целом дала и продолжает давать ценные советы в жизни. За что я ей безмерно благодарна. 

— А как вы начали делать репортажи?

Проработав месяц диктором, мне стало скучно. Времени свободного было много. Энергии тоже. И я попросила шеф-редактора Халию Жулдаспаеву отправить меня на съёмку. Кстати, Халия Даировна, воспитала своей целые поколения известных в стране журналистов. 

— Вы сразу включились в процесс?

Не сразу, до первой съёмки присматривалась как пишется сюжет, из чего строится. Написав первый материал, получила одобрение и с этого момента моя жизнь стала ярче. Когда работаешь в регионе, получаешь очень хороший опыт. С эфира на съёмку, пишешь текст, снова в эфир, потом монтируешь материал и снова в эфир. И в день могла быть не одна съёмка. К вечеру уставшая, но счастливая возвращаешься домой. 

— Помните ли Вы свой самый первый прямой эфир? Какие эмоции он вызвал?

Первый эфир свой, конечно помню. Надо сказать, что я до последнего не верила в то, что меня покажут по телевизору. Волновалась. Не проговорила одну букву. Одну за весь выпуск! И нигде не ошиблась. Как потом мне сказал режиссёр, это был лучший дебют, что он видел. Счастью не было предела. И я, кстати, не ставила никогда себе цели попасть на телевидение. Просто Всевышний сам вывел меня именно на ту дорогу, по которой я должна была идти. А потом, спустя 4 года в моей жизни появился телеканал «24 KZ». 

— Динара, с какими стереотипами о телеведущих вам приходилось сталкиваться?

Самый распространённый – что мы просто «читающая голова». Это, конечно, обидно. И я с этим категорически не согласна.

— Почему это вас так задевает?

Потому что ведущий – это не просто человек, который читает текст с телесуфлёра. Он должен понимать, что именно он читает, уметь редактировать тексты. Важно быть в курсе событий, держать руку на пульсе информационного потока. Более того, ведущий должен уметь писать тексты сам. А ещё – быть готовым к форс-мажорам, быстро реагировать. Но! Импровизация не должна быть ради самой импровизации. Нужно чувствовать, где и что уместно сказать.

— А как насчёт мнения, что в телевидение попадают «по звонку»?

Да, это второй стереотип – что всех берут «сверху» или «по связям». Такое бывает, но сейчас – очень редко. Например, когда мы пришли на «24 KZ», почти все были из регионов. И мы действительно проходили честный кастинг. Это были неизвестные лица, которые начали строить большой республиканский канал с нуля.

— Получается, вы с командой были у истоков канала?

Да. И мы до сих пор дружим. Это Куаныш Асанкызы, Марал Байгара, Лаура Жакупова, Катя Морковина, Эльвира Найманбаева, Алмагуль Женискызы, Дамир Аспан… Хотя я сама в себе тогда сильно сомневалась.

— Почему?

Когда приехала на кастинг и увидела высоких девушек с модельной внешностью, подумала: ну куда мне с моим ростом и короткой стрижкой? Но худсовет одобрил. И я до сих пор благодарна Александру Аксютицу и Арману Сеитмамыту, которые тогда поверили в меня. Кстати, именно мне доверили открыть эфир на русском языке в день запуска канала – 1 сентября 2012 года. Это был очень волнительный и ответственный момент.

— А если говорить не о стереотипах, а о реальности: что на самом деле самое важное в профессии телеведущего?

Очень важно понимать, что зритель видит лишь вершину айсберга. На самом деле, это огромная командная работа.

— А расскажите, что именно остаётся «за кадром»?

До того, как материал попадает в эфир, над ним трудятся журналисты, редакторы, координаторы, операторы, монтажёры, дизайнеры, продюсеры. А уже в эфир всё это выдаёт режиссёрская команда. Мы, ведущие, работаем по их командам — в «ухе» у нас идёт постоянная связь. Всё чётко по таймингу.  

— То есть зритель даже не представляет, насколько это напряжённая атмосфера?

Именно. Во время ЧП или крупных событий в аппаратной просто бушует ураган! Ведущий спокойно в кадре, а в ухе — несколько голосов, перекрикивающих друг друга. Плюс бывают случаи, когда ты сидишь в эфире с температурой, спазмами, головной болью… За кадром чуть ли не скручиваешься от боли, а на команде «в кадре» — улыбка, спокойствие и уверенность.

— Это требует серьёзной самоотдачи…

Да. И, конечно, стрессоустойчивости. Ведущий должен уметь мгновенно собраться, независимо от того, какие новости читаешь — радостные или трагические. Со временем появляется своего рода иммунитет. Мы, как врачи: вроде бы каждый день что-то тяжёлое, но привыкаешь. Сначала переживаешь, а потом переключаешься и просто выполняешь свою работу. А вот обсуждать и переживать — это уже дома.

— Бывали ли случаи, когда приходилось импровизировать на ходу? Как справлялись?

Импровизировать приходится. На нашем канале часто. Потому что формат у нас такой-сплошной прямой эфир. Тексты могут вставлять уже во время эфира, спикеры могут появляться тоже во время эфира. И в этом случае, конечно, важно, чтобы ты был уверен в своей команде. 

— За 17 лет работы, наверняка, накопилось немало интересных историй. Вспомните какой-нибудь самый запоминающийся эфир?

Да, случаев было много. Всё и не припомнишь. Был случай, когда в Петропавловске, я 10 минут сидела в прямом эфире. А на заднем фоне деловито ходил оператор. Режиссёр забыл отключить прямой эфир и ушёл на перекур. 

— Ничего себе! А вы в этот момент понимали, что идёт прямой эфир?

Вот в том-то и дело, что нет. Для понимания скажу, что «уха» для режиссёрских команд у нас там не было. Я сидела с микрофоном и не знала включён ли он. И не знала, что делать. Так и сидела, перебирая листочки с умным видом. 10 минут эфирного времени - это очень много! У нас всё измеряется секундами. В силу неопытности я и не знала, как реагировать.  В то время у меня и стаж был всего года два. 

— А на «24 KZ» были курьёзные случаи?

На «24 KZ» случаи были разные. Но в основном во время прямых включений с корреспондентами или спикерами. Когда, к примеру, я называю его одним именем, а это оказывается другой человек. Потому как перед эфиром руководитель не смог и на связь вышел его помощник, не предупредив режиссёра. Улыбаешься, приносишь извинения и продолжаешь. 

— А бывало так, что курьёз происходил прямо в кадре?

Был как-то утром случай, когда моя коллега осталась в кадре во время моего приветствия. И я уже хотела ее представить, как она убежала из кадра. Прямо во время приветствия. Это вот несколько моментов, которые свежи в памяти. 

— Какие ошибки чаще всего совершают начинающие телеведущие и как их избежать?

Я не знаю, можно ли назвать это ошибкой, но сейчас ведущими хотят быть все, кто красив. Только это так не работает. Нужно пройти определённую школу, поработать «в поле», то есть в качестве корреспондента. Это очень большой плюс. 

— А насколько важно быть в курсе новостей и разбираться в повестке? - Это критично важно. Самое интересное, что большая часть даже не смотрит новости и в принципе не интересуется не только событиями мировыми, но и на республиканском уровне не знают Кабмин.  Это, в первую очередь, я спрашиваю у своих учеников и рекомендую. Они подтвердят. 

— Что бы вы посоветовали тем, кто мечтает о профессии ведущего?

Самый главный совет - это работа. Постоянная. И хотя нас часто поддевают, что якобы мы чувствуем себя уже такими профессионалами и уже знаете такие звёзды. На самом деле это не так. Всегда есть чему учиться и нам, кто работает много лет, несмотря на то, что у нас каждый день экзамен в прямом эфире. 

Начинающим коллегам и будущим, тем, кто придёт на смену нам, я советую совершенствоваться всегда. Ставить для себя новые цели и достигать. Большая ошибка считать, что, если ты попал в эфир, то это навсегда. Эфир - это то, что можно потерять в одночасье. Ошибка-  работать в новостях, но не быть в этом потоке. 

— Сегодня часто говорят, что телевидение теряет аудиторию. Вы действительно замечаете спад интереса?

Я уверена, телевидение - не умрёт. Помните, как в фильме, моём, кстати, любимом - «Москва слезам не верит, Рудольф говорил: «Не будет ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение»?  Телевидение - это достоверный официальный источник информации. 

— Но ведь многие сейчас предпочитают получать информацию из интернета. Это влияет на телевизионную аудиторию?

И пусть люди даже и не смотрят новости по телевизору, но они смотрят их в YouTube. Наши же выпуски, к примеру. Смотрят и комментируют. «Кавер Шоу» Мерамбека Бесбаева могут не смотреть по телевизору, но посмотрят опять же в YouTube тубе в удобное для зрителя время. 

— А вы сами как потребляете телевизионный контент?

Я сама телевизор не смотрю. Но обязательно просматриваю выпуски новостей и нашего канала, и коллег, и те же программы на YouTube. И тот же знаменитый сериал «Перекрёсток». То есть телевизионный продукт он был, есть и будет. 

— При вашей загруженности как удаётся сохранять внутренний баланс и не выгорать?

Если честно, я очень загружена. Потому что помимо новостей у меня есть ещё работа - семья, быт. Как у всех. Поток мыслей непрерывный. И это, я думаю, у каждой женщины так. Очень много времени отнимают социальные сети. Как же хорошо жилось без них (смеется). В Астане всегда движение, такой бурлящий ритм. Нужно всегда всё успевать. А ведь женщины ещё в родительских чатах сидят.

— А есть ли какие-то личные способы восстановления, когда чувствуете усталость?

По большей части я восстанавливаюсь дома. Прям разрешаю себе ничего не делать. Смотрю фильмы, читаю, сплю, ленюсь - это мой релакс. Объятия с детьми в приоритете. Семья даёт мне силы и энергию. Иногда люблю встретиться с подругами. И вот таким образом, ничего не делая, я восстанавливаюсь. А баланс - это внутреннее состояние и энергия. Её должно хватать. 

— Какой Вы человек вне студии? 

Сама по себе я коммуникабельная. Очень большой круг общения.  Вне студии - обычный человек. Обожаю петь. Слушаю абсолютно разную музыку. Мне кажется музыка помогает нам очень в жизни. Это такой метод снятия стресса, которого сейчас много в жизни современного человека.

— Что вам приносит удовольствие и вдохновение в повседневной жизни?

Вы, наверное, ожидали услышать, что я люблю прогулки и спорт. Но нет. На это пока не хватает времени. Да видимо и желания нет. Если пойду, то скорее всего на танцы, так как это моя детская мечта.  

Я ведь росла в деревне, во времена развала Советского союза и становления независимого Казахстана. У нас не то, что танцев, электричества в сёлах не было. И даже школа не отапливалась. Был такой период. Постепенно всё наладилось, конечно. А вот кружки так и не появились. Мы с девочками сами создали свою группу и по видеокассетам ставили танцы. Так что я ещё на пути к осуществлению своих желаний. 

— Есть ли у вас личный приём или ритуал перед выходом в эфир?  

Ритуалов нет. Правильное дыхание и артикуляционная гимнастика - это то, что нужно перед эфиром. И я отключаюсь от всех своих забот. Отдаюсь только эфиру. Это важно. Помню, как дети потерялись во Дворце мира и согласия. Педагог по вокалу не могла их найти. А я узнала перед эфиром. И вот я улыбаясь читаю новость о каком-то концерте в Петропавловске. А что делать? Такая работа. Встать, уйти, взять паузу мы не можем. А дети, кстати, молодцы. Оказывается, сразу пошли сами в кабинет пока педагог ждала их внизу в холле. И хорошо, что выпуск был короткий. Да и гаджетами мы все своих детей сейчас оснастили.  

— Вы преподаёте авторский телевизионный курс. Расскажите, пожалуйста, где и как он проходит?

Да, я преподаю. В Академии телевизионных профессий курс «Телеведущий». Такого полноценного курса для тех, кто хочет стать ведущим, в Казахстане не было. Быть ведущим нигде не обучали. Мы - первые. Руководитель - Артём Петров основал Академию и пригласил меня в качестве медиатренера. 

— Как проходит обучение, что включает в себя программа?

Сейчас веду занятия для второго потока. Первый поток мы уже выпустили. На курсе слушатели пишут тексты, читают, работают с суфлёром. Мы учим их брать и давать интервью, вгоняем их в условия стресса. И, конечно, записываем в студии. И, когда они придут на кастинг, то будут уже подготовленными. Я думаю, что курс максимально полезный и интересный. Со своей стороны, вкладываю максимум сил. И в первую очередь советую смотреть и читать новости.

— Есть ли успехи среди выпускников? Кто-то уже работает в профессии?

Одна из наших слушательниц, Камила Шаумен, сейчас проходит стажировку в нашей редакции. Она хочет быть ведущей, но для начала хотела поработать за кадром. И это правильно. Такой бэкграунд ей пригодится. Мы сразу проговариваем перед набором, что не гарантируем трудоустройство, но научим вас правильно преподносить информацию, понимать, реагировать на форс-мажорные ситуации. 

— Вы ещё ведёте авторский курс по технике речи, верно?

Да, помимо Академии, я преподаю свой авторский курс по технике речи и постановке голоса. У меня есть своя «Мастерская Динары Саду» вот уже три года, где провожу индивидуальные занятия в онлайн и офлайн форматах. Он рассчитан на людей разных профессий. Проходят обучение и психологи, и руководители, и госслужащие, и адвокаты, блогеры, подростки. То есть все те, кто хочет звучать уверенно и красиво. Ведь умение говорить это сейчас важный скилл. Когда вижу прогресс своих учеников, то радуюсь безмерно. На самом деле - это огромный труд каждого. И радует то, что они это понимают. Понимают, что здесь просто не будет и с радостью принимают всё, что даём. 

— Среди ваших учеников были известные журналисты и ведущие?

Среди тех, кто обучался у меня, много журналистов. Есть и ведущие. Но кого обучала рассказывать не буду. Может они не хотят это озвучивать (смеется). Я не гонюсь за количеством, для меня важно качество. Поэтому много учеников на индивидуальные занятия не набираю. И, знаете, в преподавании важна ведь не только техника. Важно чувствовать, кто перед тобой и что нужно конкретно этому человеку.

— У вас, получается, есть своя методика?

Да есть своя методика, есть свои фишки, что делает курс эффективным. Преподавать, кстати, я очень люблю. Это второе моё призвание я бы сказала. Потому что, если бы не стала ведущей, то была бы педагогом в школе. Какой бы уставшей не была, даже, если головная боль мучает, уроки - это то, что всегда действует на меня положительно. 

— Что бы вы посоветовали тем, кто мечтает работать на телевидении? С чего им стоит начать?

Во-первых, ставьте цель и идите к ней. Дверь откроется в тот момент, когда ты действительно будешь к этому готов. У каждого свое время. Неизвестно попала бы я на республиканский канал, если бы не открывалась 24-ка. Везде были свои ведущие, которые работали в эфире много лет. Но повезло. Нам всем. И знаете, я часто думаю: если бы той маленькой девочке из села Леденёво сказали, что она будет работать на главном информационном телеканале страны, знать лично тех людей, которых видела по ТВ, она бы не поверила. Хотя я никогда не грезила о работе ведущей.

— А как вы вообще узнали о кастинге? Это ведь был большой шанс.

О кастинге на новый телеканал мне, кстати, сообщила моя подруга Эльвира Найманбаева. Отправила номер телефона, и я позвонила. То есть в моей жизни две мои подруги с искренними намерениями направили в нужное место. 

— Получается, важно не только мечтать, но и действовать?

Много работать над собой и стучать во все двери. Какая-нибудь да откроется. Но при этом, конечно, нужно понимать для чего ты туда идёшь? Сразу скажу, телевидение не то место, где платят баснословные гонорары. Не выдают личного водителя, не приносят кофе ассистенты, как показано во многих сериалах. Это работа. Обычная работа, где будут требовать и где нужно выкладываться. 

— А какие качества, по-вашему, особенно важны для тех, кто хочет стать ведущим?

Начинающим я всегда рекомендую интересоваться всем. Любопытство - основа нашей профессии. Сейчас я работаю автором-ведущей. Но на нашем канале, до замужества и рождения детей, пробовала себя на разных позициях. Доросла до главного редактора интернет -отдела. Всегда были документальные фильмы, собственные проекты. Когда поздно заканчивали монтаж, а утром мне нужно было на эфиры, оставалась ночевать в гримёрке. Была молода и полна сил (смеётся). 

— Сейчас у вас, наверняка, режим изменился?

После рождения детей, конечно, всё изменилось. Потому что в первую очередь я-мама. Сейчас я веду только новости и преподаю. Работаю по тому графику, который удобен. Попасть в эфир -это одно. Проработать много лет, задержаться -это труд и дисциплина. Я каждый эфир работаю над собой. Один и тот же материал, экспериментируя, подаю по-разному.  Сейчас время мозгов. Поэтому, если вы хотите стать ведущим, то нужно развиваться. 

— Получается, даже с опытом — постоянная работа над собой?

Ведущие всегда были эталоном не только красоты, но и ума, и дикции. К сожалению, сейчас это не всегда работает. И мне грустно наблюдать за этим. Поэтому, если я вижу, что в человеке всё сочетается, обязательно беру на заметку и рекомендую. 

— Всё-таки телевидение — это особая атмосфера, правда?

Телевидение - это магия. Попав туда однажды, очень сложно отказаться от этого ритма, адреналина. Сейчас я даже не представляю, каково это вести один выпуск новостей. Потому что у нас на каждого ведущего приходится в среднем по три прямых эфира. И да, у нас всегда прямой эфир. Свою работу нужно по-настоящему любить. 

И я, наверное, не стала тем, кем являюсь сегодня, если бы не воспитание мамы и бабушки. Если бы меня не поддерживала моя вторая мама (свекровь — ред.) и в целом вся семья, которая делает всё, чтобы я могла работать, не отрываясь от процесса.