Культурная жизнь

Ольга Ростовщикова: "Статус работника культуры начинает цениться"

Ольга Ростовщикова: "Статус работника культуры начинает цениться"
Развитие культуры и искусства является одним из главных приоритетов государства. Об этом заявил Президент Казахстана. Касым-Жомарт Токаев поздравил работников сферы с профессиональным праздником. В нашей стране его отмечают 21 мая. Как сегодня развивается отрасль? Какие у казахстанских талантов есть успехи и достижения? И в каких направлениях нужно усилить работу? Эти и другие вопросы детально обсудили с кавалером ордена «Курмет», художественным руководителем Театра неслышащих танцоров "Sensitive" Ольгой Ростовщиковой.

Ольга Николаевна, как изменилась за последние годы сфера культуры и искусства в Казахстане? Какие наиболее значимые достижения Вы можете отметить? 

Культура одна из основ нашего государства, она служит формированию высококлассного человеческого капитала, а значит становится одним из главных направлений социальной политики. За последние годы развитие отрасли вышло на новый этап, стало более качественным. Наши исполнители, особенно в сфере шоу-бизнеса, заявляют о себе по-новому, активно проводятся какие-то форумы, мероприятия, развивается сфера киноиндустрии. Сегодня труппы наших театров «Астана Опера» и «Астана Балет» ездят в мировое турне, гастролируют, показывают уровень Казахстана. Огромное достижение для РК успехи в творчестве Димаша, который покорил Азию, Китай, РФ, сегодня уже и Европу. Наш Театр неслышащих танцоров "Sensitive» также активно посещает международные проекты, и мы очень горды тем, что представляем РК, популяризируем культуру республики за рубежом, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Мы достойно отстаиваем честь Казахстана и всегда рассказываем с теплотой о стране, всех приглашаем, чтобы приезжали знакомились, чтобы был обмен опыта в сфере культуры, чтобы привлекать какие-то фонды, чтобы они тоже помогали развиваться в этом направлении. Приятно видеть, что наша молодёжь сейчас активно поддерживает традиционные костюмы, атрибутику, занимается возрождением национальных обрядов. Если говорить о развитии дизайнерской одежды, то в Астане в этом направлении успешно работает Zeken Мoda. Кайролла Абишев создаёт крутые коллекции в этно-стиле. Хотелось бы, чтобы наши дизайнеры ещё чаще представляли Казахстан на мировом уровне. За последние годы у нас активно развивается производство кино. Наша актриса Самал Еслямова была отмечена на Канском фестивале. Хотелось бы, чтобы у нас поддерживали отечественные фильмы, чтобы их чаще показывали в кинотеатрах, привлекали как можно больше молодёжи, затрагивали какие-то социальные моменты, но и доброе кино никто не отменял. 

Какое внимание уделяет Президент развитию отрасли? Ощущают ли работники культуры и искусства поддержку государства? 

Конечно же да. Последние года два повышается зарплата. Открываются центры для детей. Если брать Дворцы школьников, то там работают кружки по разным направлениям, это здорово. Открываются креативные центры по Казахстану, это ещё круче. Сегодня особое внимание Президентом уделяется развитию инклюзии. Создание инклюзивной среды - важная задача нашего государства и общества. Касым-Жомарт Токаев об этом не раз говорил в своих выступлениях, он уделяет этому вопросу пристальное внимание. 

Что Вы можете сказать о статусе работников культуры и искусства в РК? Насколько сегодня престижно работать в этой сфере и достойно ли оплачивается труд? 

Скажу одно, это не слишком высокооплачиваемая работа. Но я очень рада тому, что статус работника культуры сегодня начинает цениться. Не только материально, нам сделали прибавку к зарплате. Хотелось бы, конечно, больше финансирования в эту сферу. Я считаю, что любая работа, независимо от сферы деятельности культуры, спорта, социалки, труда и так далее, должна оплачиваться справедливо. В целом, хотелось бы сказать, что обидно немного за культуру. К примеру, если бюджет распределяют, почему-то всегда больше отдают на развитие спорта, чем культуры. Хотя не одни правительственные и неправительственные мероприятия, те же спартакиады, не проходят без участия вокалистов, танцоров и музыкантов, это визитная карточка. В тоже время, если брать проекты в культуре инклюзивные, например, наш Театр неслышащих танцоров "Sensitive», он играет важную роль в продвижении культуры и инклюзивности, предоставляя особым артистам возможности для самореализации и творческого саморазвития. Поддержка подобных инициатив, вклад в развитие полноценного общества, где каждый имеет возможность проявлять свои таланты и способности.

Достаточно ли у нас в стране уделяется внимания подготовке кадров для культуры и искусства? 

Если взять систему образования, у них есть повышение квалификации. Набирают определённую группу людей, они проходят курсы, пусть даже платные, получают сертификаты, это здорово. В сфере культуры такого пока что, к сожалению, нет. Можно самостоятельно поехать в какой-то город, взять мастер-класс у ведущих хореографов. Было бы здорово, если бы это проводилось централизованно в Казахстане, чтобы была какая-то конкретная организация, где мы бы повышали квалификацию в официальном статусе. У нас есть неплохие академии, жалко только, что они находятся в Астане и Алматы, хотелось бы, чтобы классы открыли и в регионах, какие-то отделения на базе вузов. Это было бы здорово, потому что не у всех есть варианты ездить обучаться, это дорого. Я говорю конкретно про свою деятельность. Если для детей есть мастер-классы, это обычно постановочные работы, то для хореографов, которые закончили академии 5-10 лет назад и им хочется повышать уровень, этому вопросу мало уделяется внимания. У нас так: отучились в академии, в университете и уходим в самостоятельное плавание, пытаемся сами искать курсы и мастер-классы. Но они особо не котируются, когда подаётся аттестация, чтобы подтверждать или зарабатывать свои категории. Хотелось бы больше развития в этом направлении.

А достаточно ли конкурсов для развития талантов?

Сейчас очень много коммерческих проектов. И мы как-то с хореографами говорили о том, что есть некая несправедливость, как мы считаем, потому что каждый коллектив оплачивает своё выступление и получается каждый уходит с первыми местами и с гран-при. Раньше такого не было, были действительно соревнования между коллективами, было только по одному призовому месту - 1, 2, 3 и было одно гран-при. Кроме того, хотелось бы, чтобы были масштабные проекты, наподобие «Азия Дауысы», но в сфере танцев, сейчас этого нет. Хотелось бы в плане хореографии больше развития, чтобы организовывали какие-то соревнования по типу параолимпийских игр для танцоров, это тоже в какой-то степени спорт. Хореография это сложно, потому что в голове несколько функций происходит одновременно, нужно и танцевать технически, и эмоционально играть на сцене, и драматургия важна, также идёт физическая нагрузка на тело. И хотелось бы, чтобы к нам съезжались представители разных стран, чтобы они говорили о том, как это здорово и как растёт уровень представителей культуры в Казахстане. 

В каком направлении нужно усилить работу для того, чтобы вывести казахстанскую культуру на более высокий уровень?

Нужно финансирование. У нас очень много талантливой молодёжи в любой сфере культуры, нужно помогать им развиваться. Чем чаще представители Казахстана будут выезжать на международные проекты, тем больше о нас будут узнавать, и мы сможем активнее продвигать наши культуру, искусство, менталитет и взгляды на жизнь. Потому что нам есть, чем гордиться, есть, что показать. Культурный обмен между странами — это очень здорово, появляются новые друзья, новые проекты. К сожалению, в РК сейчас нет ни одного масштабного культурного события, которое бы проводилось ежегодно, и интегрировалось бы в пространство мировой культуры. Хотелось бы, чтобы у нас в стране появилось что-то наподобие Каннского кинофестиваля, Евровидения. Надеюсь, это произойдёт. Осенью у нас обещают провести Всемирные игры кочевников. Проведение событий такого характера очень важно. К примеру, в России ежегодно проводится молодёжный форум всех стран, там принимают участие представители культуры, спорта. В 2017 году мы участвовали впервые, у нас была делегация, нас отправила Внутренняя политика и Министерство культуры. Форум креативной талантливой молодёжи проходил в Сочи, его каждый год проводят. Это очень крутое мероприятие. Там было более 70 стран, каждая представляла какие-то свои традиции, костюмы, демонстрировала песни и танцы, это был очень крутой опыт и очень было интересно. В рамках мероприятий выступали известные люди, что-то было по актёрскому и танцевальному мастерству, что-то по IT-технологиям, были различные мастер-классы. Чудесно было бы, если бы подобные встречи проводились у нас в Казахстане. Если бы это произошло, думаю, что вся Азия принимала бы активное участие. И конечно такие бы события позволили бы РК выступить центром региональной и культурной политики, объединяющей, устанавливающей культурный диалог с другими странами. Был бы обмен опытом, какие-то меморандумы можно было бы заключить, касательно искусства, музеев, центров, фондов, которые работают с современной культурой. Думаю, это бы было важным социальным аспектом межрасовым для развития общества и диалога. Мы знаем, что в Казахстане проживают очень много этносов, представителей разной культуры, и это важно. Ещё один момент заключается в том, что у нас в РК практически в каждом регионе есть коррекционные школы, интернаты, пока ребята учатся в этих организациях, они поют жестами, танцуют, но как только заканчивают школу, бросают, потому что им некуда идти, с ними никто дальше не занимается. Это очень печально. А ведь у нас есть филармонии, театры, где можно открывать студии, нужно, чтобы у ребят было образование, чтобы они могли быть официально трудоустроены. Хотелось бы, чтобы была здоровая живая конкуренция, чтобы в областях открывались такие же театры танцев, как наш. К сожалению, сегодня мы единственный такой коллектив. Очень хочу, чтобы мои ребята отучились, получили образование, возможно открыли свой коллектив. Хотелось бы, чтобы здесь также была поддержка государства с дальнейшим трудоустройством. Я не скажу, что в каждом регионе 100-150 человек хотят учиться и работать, но есть талантливые единицы, которых нужно поддерживать.

Больше ли у нас в стране становится талантов? Как часто появляются новые лица? 

Безусловно, в стране появляются новые таланты, но, к сожалению, если взять инклюзию, особенных ребят, к сожалению, таких очень мало. Почти год в моей голове сидит мысль о том, чтобы проводить международный творческий лагерь для развития талантов особенных ребят. В течение 10 дней, например, они будут посещать мастер-классы или курсы в разных направлениях культуры: актёрское мастерство, хореография, спорт, чтобы они могли заниматься с именитыми спикерами. Я понимаю, что всё очень дорого, но есть же и благотворительность. Таких ребят тоже нужно мотивировать, показывать, что нужно жить, несмотря на какие-то невзгоды, можно развиваться, учиться, творить, верить в себя. Это же здорово, когда у таких ребят есть надежда, что они могут себя представить и реализовать в каком-то направлении. Не так, чтобы приехали на гала-концерт, пару песен спели, сфотографировались и ушли, а чтобы они действительно проводили время с особенными ребятами, помогали друг другу. Надеюсь, что моя мечта сбудется. К примеру, если взять РФ, там неслышащие ребята, глухие, они всё время снимаются в кино. Это же круто. Я очень болею такими ребятками, я люблю их, мы сегодня боремся быть наравне с слышащими, здоровыми, не чувствовать себя социально уязвимыми. Я воспринимаю их как здоровых полноценных людей, потому у них есть руки, ноги, глаза, они всё видят, сами ходят, и я с них требую, как с обычных ребят, слышащих. Наверное, поэтому у нас и нашего коллектива и такие результаты. 

Хотелось бы услышать Ваше мнение о популяризации культуры и искусства РК за рубежом. 

За последние года три-четыре Казахстан стал узнаваем за границей. Мы с ребятами часто выезжаем за рубеж, побеждаем, и мы очень горды тем, что мы поднимаем флаг Республики Казахстан. Наш первый выезд был в 2013 году. Это была Болгария. Когда мы туда приехали, многие люди не знали про Казахстан, не знали где он находится. На сегодняшний день мы уже побывали в РФ, Кыргызстане, Италии, Испании, Франции, ОАЭ, в Египте. Большое спасибо, конечно, государству, потому что идёт колоссальная поддержка в развитии. Я в больше степени говорю про наш коллектив, потому что нас по сей день поддерживают: наши проекты, поездки, участие в международных и республиканских чемпионатах. Впервые День работников культуры и искусства в Казахстане стали отмечать 10 лет назад. Какое значение праздник имеет для общества?День работника культуры – это очень здорово. Потому что это те люди, которые доставляют радость зрителям, несут счастье, эстетическое восприятие. И когда народ у нас отдыхает, гуляет, празднует тот же Наурыз, Новый год, 8 марта, мы работники культуры работаем, чтобы создавать этот праздник. И поэтому я очень рада, что есть такой официальный день, когда по достоинству оценивается мой труд и труд моих коллег. Повторюсь, я очень благодарна руководству нашей области и государству. Потому что если несколько лет назад инклюзия вообще была на нуле, то сегодня – это уже значимо, это услышано, идёт вклад в развитие таких ребят. 

Что бы Вы хотели пожелать представителям отечественной культуры и искусства?

Мира, добра, учиться, развиваться, набираться опыта, не стесняться, находить какие-то новые приёмы, знакомства, не бояться. Терпения, смело ставить цели, поднимать планку и несмотря ни на что достигать побед. Идти к этому со своим коллективом, со своими педагогами. Хотелось бы, чтобы наши ребята из «Казахфильма» где-то на мировом уровне со своими проектами победили. Чтобы труд достойно оценивался. Вот мне мой супруг говорит – «Оль, я вот не могу сказать, что у тебя прям работа. Ты этим живёшь. Ты этим дышишь». Так и есть, я люблю создавать, творить что-то новое, очень люблю свою работу, свой коллектив. Когда мы ездим по Европе, мне уже неоднократно предлагали работу в Италии, в Амстердаме. Буквально в начале мая мы вернулись из Франции – с Канн, где организаторы, члены жюри увидели то, насколько наши ребята сильные и не отличаются от слышащих танцоров, они тоже предложили работать. Да, это здорово, обмен опытом. Могу поделиться своей методикой, но с другой стороны – а как же здесь, дома?