В нашем мире, где вода становится все более дефицитным ресурсом, наблюдается парадоксальная ситуация: стране не хватает гидротехников. Но почему? Может быть, потому что в официальном Атласе профессий, который должен был стать компасом для образовательной системы и рынка труда, эти специалисты каким-то образом «высохли»?
Ситуация, когда глава государства бьет тревогу по поводу острой нехватки специалистов в такой критически важной сфере, как водное хозяйство, выглядит не просто странной, а курьезной.
И в этой карикатуре на современность Министерство высшего образования играет роль не самого удачливого художника. Специальностей по водным ресурсам – масса, но казалось бы, об этом забыли при составлении самого Атласа, за который отвечал министр Саясат Нурбек. В итоге – просчет, халатность или, возможно, творческий замысел?
Воспоминания о временах, когда в Жамбыле существовал гидромелиоративно-строительный институт, где готовили квалифицированных гидротехников, теперь кажутся сладким сном. Тем более, что сейчас воду знаем, как управлять ею - нет.
Этот факт напоминает о себе с неприятной регулярностью, когда выясняется, что некоторые специалисты даже не умеют читать чертежи.
Теперь, чтобы решить проблему, которая могла бы и не возникнуть, Министерство высшего образования готовит образовательные программы по купленному за миллион долларов Атласу профессий. В нем предусмотрены такие специальности, как микробиолог по микроводорослям и технолог биологического воздействия. Но стоит ли ожидать, что после паводка все бросатся изучать иль?
Метеоэнергетик – еще одна интересная новация. Возможно, это будущее, но кто и где будет готовить этих специалистов? Или же наше будущее в водном хозяйстве будет полагаться на волшебников, умеющих превращать недостаток в изобилие?
Ирония ситуации в том, что, стремясь к инновациям, мы забыли о фундаменте, когда «водные» специальности вытекают сквозь пальцы планировщиков, стоит задуматься: не пора ли пересмотреть наши приоритеты и восстановить утраченные связи с реальностью? Ведь вода – это источник жизни. И если мы не можем управлять ею сейчас, что ждет нас в будущем?
Возможно, пришло время напомнить, что обучение специалистов должно идти рука об руку с потребностями страны, а не следовать за бумажными прогнозами, которые могут устареть раньше, чем чернила высохнут на их страницах.
Возвращение к базовым нуждам общества, таким как обеспечение управлением водными ресурсами, должно стать приоритетом.
Не менее важно вспомнить о ценности практических навыков. Умение читать чертежи, понимание принципов водоснабжения и водоотведения, знание основ гидрологии и мелиорации – все это должно стать основой для подготовки нового поколения гидротехников.
Сарказм в сторону, но ситуация с нехваткой квалифицированных гидротехников – это кричащий пример того, как отрыв от реальности и игнорирование базовых потребностей общества может привести к катастрофическим последствиям.
Так что, возможно, самое время перестать тратить миллионы на создание красивых, но непрактичных карт и начать инвестировать в образование тех, кто на самом деле может помочь нам сохранить наше самое ценное сокровище – воду. Иначе, будущее, в котором мы все будем жаждать не только знаний, но и буквально чистой воды, не за горами.