Интервью KazFace.kz

Актауская школьница открыла палеонтологический музей

Актауская школьница открыла палеонтологический музей

Тамирис ӘБДІЛДИНА

В Мангистауской области открылся первый школьный палеонтологический музей, инициатором которого стала ученица 9 класса IT-лицея Актау Мария Джунельбекова. В интервью KazFace.kz она рассказала о своих найденных экспонатах, поддержке друзей, наставников, своих мечтах и, конечно, о том, где и как находит свои экспонаты.

- Как давно ты интересуешься палеонтологией?

С раннего детства. Но тогда я ещё не знала, что это палеонтология. Однажды мне папа привёз ракушку, которую нашёл в горах. Позже я узнала, что это аммонит, и ему более 100 млн лет.  Я с родителями часто выезжала на природу, любила собирать ракушки.

 - Мария, скажи, как тебе пришла идея палеонтологического музея?

Всё началось с научного проекта. Мой научный руководитель Надия Насырова - учитель географии, зная моё увлечение палеонтологией, предложила поучаствовать в конкурсе научных проектов. По ходу проекта я с научным руководителем разработала пособие для использования на уроках географии и биологии. Затем, решили создать палеонтологический музей при поддержке директора КГУ «Специализированного IТ лицея» Жумашевой Жанаргуль Бекболатовны.

 - Расскажи, какими интересными экспонатами может похвастаться палеонтологический музей?

Все экспонаты для меня уникальны. Например, принято считать, что наш регион 65-45 млн лет назад был мелководным. Поэтому здесь так много окаменелостей. Но находка зуба коровьей акулы Notorhynchus kempi, которая живёт и поныне, считается глубоководной, уже даёт загадку, какие глубины океана Тетис были в моём регионе.. Все мои находки находятся в диапазоне времени 150-45 млн лет.

 - Где обычно ты находишь экспонаты для музея? Куда ты ездила в последний раз?

 Я езжу с родителями по всей области. Какие-то места богаты на зубы палеогеновых акул, где-то только аммониты, наутилусы и двухстворчатые моллюски, где-то целые позвоночные столбы палеогеновых рыб и акул. Знаю одно удивительное место, где белемниты можно лопатой собирать, под ногами хрустят, но, что удивительно, кроме белемнитов ничего нет. Прям какое-то мезозойское кладбище белемнитов. Последний мой полевой выезд был в район посёлка Шаир, там я обнаружила горную породу, которая целиком состоит из окаменевших аммонитов и наутилусов.

 - Что тебя вдохновляет в палеонтологии? Ходишь ли ты сама в музеи?

Интрига. Во время полевого выхода я не всегда могу идентифицировать окаменелость по времени и виду, поэтому всегда сохраняется интрига. А вдруг это неизвестный науке вид ихтиофауны. Очень радуюсь, когда мои предположения оказываются верными.

Да, конечно, я посещаю музеи. Я очень благодарна директору Мангистауского областного историко-краеведческого музея им.А.Кекилбаева – Кудайберген Султанбеку Жанболатулы и сотрудникам музея за консультацию и поддержку, нахожусь с ними в тесном контакте.

- Палеонтология в твоем регионе – уникальное направление развития туристического потенциала. По твоему мнению, насколько оно перспективно?

Нужно определиться, и расставить приоритеты. Наука или экономический эффект от туризма?! Дело в том, что окаменелости, выйдя на поверхность из породы под воздействием выветривания и ливневых дождей, сохраняются год, максимум – два. Солнце и кислород делают своё дело, просто превращают окаменелость в пыль. Сбор окаменелостей должен носить систематический характер. Необходим уполномоченный орган по регулированию сбора окаменелостей. Например, областные музеи. Ничего страшного не произойдёт, если граждане Казахстана и иностранных государств будут целенаправленно прибывать в нашу страну в целях сбора окаменелостей. Как я это вижу: нужно пройти онлайн регистрацию, произвести оплату и получить патент. Ознакомится с инструкцией по правилам сбора окаменелостей. Сроки и районы поиска по согласованию с уполномоченным органом. По окончанию полевого сбора все находки предоставляются в уполномоченный орган для исследования. В случае обнаружения редких видов, находки передаются в фонды музея. Фонды музея будут постоянно пополняться. По остальным ранее изученным находкам, производится упаковка, опломбировка и оформляется разрешение на вывоз за пределы РК. Возникнут целые палеонтологические туры в РК. Необходимо рассылать приглашения на кафедры для практических занятий по палеонтологии. В школах организовывать палеонтологические туры для пополнения фонда музея.

 - Как твои одноклассники/друзья реагируют на музей? Как поддерживают?

Многим моим друзьям музей интересен. Некоторые хотят выехать со мной в палеонтологический тур для сбора окаменелостей.

 - Ты очень разносторонняя личность, чем ты еще занимаешься в свободное от учебы время?

Я занимаюсь музыкой. Играю на скрипке, гитаре, и пою.

 О чем ты мечтаешь в будущем?

Поступить в престижный университет по специальности и получить ученую степень. Ещё мечтаю обнаружить и описать неизвестный науке - вид палеофауны. А если говорить про ближайшее будущее – хочу занять 1 место в Республиканском конкурсе научных проектов, который пройдёт в феврале.