Расследования

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЧЕСТНОСТЬ В ШКОЛЕ? ЗАЧЕМ ШКОЛЕ ВУЗОВСКАЯ МЕТОДИКА?

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЧЕСТНОСТЬ В ШКОЛЕ?  ЗАЧЕМ ШКОЛЕ ВУЗОВСКАЯ МЕТОДИКА?

Гульбану АБЕНОВА 

Казахстанская школьная система, похоже, вновь стала полигоном для экспериментов. На этот раз Министерство просвещения решило внедрить оценку социального GPA. Если вам вдруг показалось, что это знакомо, то вы, вероятно, правы: термин «GPA» широко используется в АМЕРИКАНСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ. 

Но нет, нас уверяют, что казахстанский социальный GPA не имеет ничего общего с «западным аналогом».  Тут важно отличать: в США он оценивает академическую успеваемость, а у нас — участие в школьной жизни, внеучебной активности и общественной деятельности. 

Вот только зачем это нужно школьникам, которые сдают ЕНТ, остается загадкой. Сразу возникают вопросы. Например, почему столь важные «социальные навыки» вдруг решили оценивать по МЕТОДИКЕ, взятой из ВУЗОВСКОЙ СРЕДЫ? 

В школьной программе теперь появились термины вроде «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЧЕСТНОСТЬ»  и  «АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ».  Но, простите, с каких пор у нас в школах сложились проблемы с академической честностью, если она до этого касалась ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО УНИВЕРСИТЕТОВ? 

Разве шпаргалки на контрольных — это уже «нечестное академическое поведение»? Инициатива Минпросвета вызвала шквал критики в соцсетях и комментариях под обсуждением документа. Пользователи справедливо замечают, что в принятой. Концепции развития образования до 2029 года ни слова не сказано про GPA для школ. 

Более того, сам документ об утверждении новых стандартов, похоже, просто ПЕРЕПИСАН из методических рекомендаций МИНИСТЕРСТВА НАУКИ, изданных ДЛЯ ВУЗОВ. 

И тут логичный вывод: вся система среднего образования теперь подстраивается под «высокие стандарты» министра науки САЯСАТА НУРБЕКА, который ввел интегральный GPA в вузах. ШКОЛА  или МИНИ ВУЗ?

Отдельный повод для иронии — это то, как социальный GPA будет ОЦЕНИВАТЬСЯ. В приложении к аттестату. Представьте себе выпускника, которому придется объяснять будущему работодателю, что значит «активное участие в школьной жизни». 

Ведь очевидно, что в конкурсах чаще побеждают те, кто ближе к учителям и «активной элите» класса. Как это повлияет на равенство возможностей? Никак. Зато даст повод для новых «гонок за баллами», на этот раз уже за социальные достижения.

Академическая честность, активность, дополнительные кружки… На первый взгляд, благородно. Но проблема в том, что ни один из перечисленных пунктов не имеет прямого влияния на поступление в вуз, особенно если смотреть через призму ЕНТ. 

Ни один грант не предоставляется за «хорошее участие в школьной жизни». Как говорится, « все это хорошо, но зачем?. Итог: игра в реформы ради галочки?

Вопрос к Минпросвету: вы действительно уверены, что ШКОЛЫ — это место ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ВУЗОВСКИХ ПОНЯТИЙ? А может, все же стоит сосредоточиться на действительно нужных реформах — снижении перегрузки учащихся, улучшении качества преподавания или модернизации учебных материалов?

Социальный GPA, возможно, добавит строчку в аттестат, но не решит проблем неравенства в системе образования. Скорее, наоборот — создаст дополнительные барьеры. Кажется, что вся эта инициатива — не более чем попытка ввести сложные термины ради громких заголовков, которые ничего не меняют по сути. 

Или все-таки это амбициозный план сами знаете кого: ФАНТАЗЕРА И ПРОДАЖНИКА, глубоко далекого где-то очень глубоко далекого от науки, но все еще  благодаря агашкам, министра науки, под которого  пришлось переписывать всю систему?