«СЕРГЕК» В КОСТАНАЕ: ИТОГИ ПРОВЕРКИ АНТИКОРА
Гульбану АБЕНОВА
Проект ГЧП по созданию системы дорожной безопасности «Сергек» в Костанае, представленный как прорывное решение, превратился в череду нарушений. Такой вывод можно сделать, прочитав ответ ДВГА Костанайской области на мой журналистский запрос. Местный Антикорр вместо собственного ответа на мой запрос переслал мне ответ ДВГА, отметив в е-отиниш, «предоставлен ответ», исходя из которой делаю вывод, что ответ ДВГА равносилен ответу костанайского АНТИКОРА.
На реализацию было выделено более 3,5 миллиарда тенге, но проверка Антикора и аудита выявила неэффективную систему, оставившую жителей города без обещанной безопасности.
Эксперты в сфере ИТ, привлеченные к проверке, подтвердили серьезные нарушения проекта «Сергек». Разберем ключевые нарушения, выявленные в ходе проверки:
ТОО «КӨРКЕМ-ТЕЛЕКОМ»: частный партнер, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ТРЕБОВАНИЯМ
Выбор ТОО «Көркем-Телеком» в качестве частного партнера для проекта ГЧП стал вопиющим примером нарушения всех норм.
Компания не соответствовала ни техническим, ни юридическим требованиям: у неё отсутствовали исключительные права на ключевые программные продукты, включая систему «Сергек» и её модули, а также документы, подтверждающие ЗАКОННОСТЬ использования технологий.
По сути, ТОО «Көркем-Телеком» использовала ЧУЖУЮ интеллектуальную собственность, выдавая её ЗА СВОЮ, что само по себе является серьёзным нарушением.
Более того, компания не соответствовала квалификационным требованиям, не обладала достаточным капиталом и РАНЕЕ ПРИВЛЕКАЛАСЬ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ за невыполнение обязательств по другим договорам ГЧП.
Почему компания с таким послужным списком была допущена к проекту? Это решение вызывает обоснованные подозрения в халатности, непрозрачности процесса отбора и возможном ЛОББИРОВАНИИ ИНТЕРЕСОВ.
Выбор такого партнера — прямое нарушение закона и удар по доверию к системе ГЧП.
«СЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ», который нарушает законы
Проект был оформлен как сервисный контракт, что по закону исключает компенсацию инвестиционных затрат. Однако в договоре необоснованно заложили 1,76 миллиарда тенге на эти цели, что нарушает законодательство.
Местные власти использовали ГЧП как инструмент СКРЫТОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА, игнорируя нормы закона и критику Президента о недопустимости таких схем.
Зачем понадобился такой маневр, если все должно было быть четко прописано и соответствовать законодательству?
ФИКТИВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И НЕОБОСНОВАННЫЕ РАСХОДЫ
Аудит выявил грубые нарушения при создании Центра обработки данных (ЦОД) и модернизации Центра оперативного управления (ЦОУ), на которые выделили 575 миллионов тенге. ДОКУМЕНТЫ, подтверждающие выполнение работ, и акты ввода объектов в эксплуатацию ОТСУТСТВУЮТ.
Договор ГЧП предусматривал оборудование, работы и услуги на сумму 1,76 миллиарда тенге. Однако АУДИТ показал, что значительная часть расходов не подтверждена документально, ЗАТРАТЫ на оборудование ЗАВЫШЕНЫ, а его качество не соответствует требованиям.
Эти факты свидетельствуют о масштабных необоснованных тратах. Возникает резонный вопрос: куда ушли выделенные деньги, если заявленные результаты не достигнуты?
Непригодность системы «Сергек» и несоответствие технической инфраструктуры
Установленное оборудование «СЕРГЕК» не соответствует заявленным характеристикам: ОТСУТСТВУЮТ СЕРТИФИКАТЫ, метрологическая поверка и другие документы, необходимые для сертификации как контрольно-измерительных устройств. Это делает КАМЕРЫ НЕПРИГОДНЫМИ для ФИКСАЦИИ нарушений ПДД.
Техническая инфраструктура также не соответствует требованиям договора и Правилам национального видео-мониторинга (Приказ КНБ № 69-к от 27.10.2020). Выявлены грубые нарушения, включая использование радиорелейного оборудования вместо предписанного оптоволоконного соединения и несоответствие камер техническим параметрам.
КТО ОТВЕТИТ ЗА ПРОВАЛ?
Результаты проверки Антикора и аудита вскрыли масштабные нарушения на всех этапах реализации проекта ГЧП «Сергек». От халатности чиновников до лоббирования интересов недобросовестного частного партнера — проект оказался пропитан беззаконием и манипуляциями.
Вместо обещанной безопасности и модернизации дорожной инфраструктуры город получил ПУСТЫЕ ТРАТЫ, юридические нарушения и нефункциональную технику.
Проект стал символом того, как коррупция и безнаказанность могут уничтожить даже самые перспективные инициативы.
Вывод: «Сергек» в Костанае — это не просто провал проекта, а пример системной неэффективности, где миллиарды тенге налогоплательщиков были потрачены впустую. Виновные должны быть привлечены к ответственности, чтобы подобные случаи не повторялись.