Интервью KazFace.kz

От IT к литературе: история писательницы Айгуль Клиновской

От IT к литературе: история писательницы Айгуль Клиновской

В мире, где технологические профессии доминируют, редко встретишь человека, который осмелится оставить карьеру в IT и посвятить себя литературе. Но Айгуль — именно такой человек. Она решила последовать своему призванию и сегодня с удовольствием делится опытом и мыслями о творчестве. В интервью для KazFace.kz Айгуль рассказывает о пути в литературу, о темах, которые ее волнуют, и о процессе создания произведений.

Айгуль, расскажите о себе, когда и почему вы начали писать? 

Я ― тот самый человек, который после двадцати лет работы в ИТ-сфере ушел в литературу, хотя в наше время обычно происходит наоборот. Но я сделала это и счастлива. Наверно, пафосно говорить о предназначении, но книги и все, что с ними связано, дают мне несравнимое ни с чем ощущение полноты жизни. Когда просыпаешься утром и уже счастлив.

Как и многие другие, я писала что-то всю жизнь, но волею судьбы никогда не занималась этим вплотную. А три года назад поняла, что момент для изменений настал. Тогда я уже писала свою первую большую книгу, которая называется «Трое из Жана-Парижа»: о трех друзьях из маленького города Жанатас на юге Казахстана, которые после отгремевшего в 1991 году выпускного улетают навстречу взрослой жизни, но та встречает их неласково. После этой книги я и вошла во вкус. Сейчас за моими плечами три романа, повесть, многочисленные рассказы. Одним из них горжусь особенно, он опубликован в марте 2024 года в журнале «Юность», называется «Верный Верному» и рассказывает о судьбе Эдуарда Баума, ученого-лесовода, который посвятил жизнь озеленению Семиречья.

Какие темы или идеи вам особенно близки в литературе и как они проявляются в ваших произведениях?

Мне интересен человек и то, что с ним происходит. Жизнь ― неисчерпаемый источник вдохновения, у каждого в судьбе есть удивительные события, о которых точно можно написать. Например, все, что делают герои моего романа «Дата С», который только что вышел в издательстве Zerde Publishing, я пробовала сама. Даже параплан и метание топоров!

Еще одна отличительная черта моих произведений ― feelgood. Я хочу, чтобы у читателя возникло желание жить, а не удавиться от мрака и безысходности. Есть, конечно, другая сторона медали у бесконечного авторского жизнелюбия ― я совершенно не умею убивать своих героев, поэтому чаще всего в моих книгах все заканчивается хорошо. Однажды меня назвали «казахстанским Фредриком Бакманом», имея в виду схожесть легкого слога и позитивного настроения наших книг. Тогда я срочно побежала его читать, потому что к тому моменту еще не была даже знакома с творчеством этого писателя.

Какие книги или авторы оказали наибольшее влияние на ваше творчество?

Я очень люблю рассказы и повести Шукшина. Когда просто и вместе с тем глубоко. Еще две книги покорили в детстве и остались со мной навсегда, я их перечитываю до сих пор. Это «Два капитана» Вениамина Каверина и «Республика ШКИД» Леонида Пантелеева и Григория Белых. Казалось бы, мальчишеские книги, а я до сих пор обожаю этих героев и люблю замотивировать и себя, и других фразой: «Бороться и искать! Найти и не сдаваться!» Из поэзии ― Анна Андреевна Ахматова. В книге «Трое из Жана-Парижа» есть даже глава, которая называется «Скорпионы в банке и Ахматова». 

А сейчас вдохновляюсь современными авторами. Ведь теперь я вращаюсь среди них, могу не только читать их книги, но и узнавать, в каких муках они рождаются. 

Как вы работаете над созданием персонажей и сюжетных линий?

Недавно я завершила книгу «Бонни и ее попутчики», road-story в жанре магического реализма с элементами казахского фольклора. Когда я только ее начинала, мне посоветовали добавить туда «перчинки»: пусть друг предаст друга, пусть жена обманет мужа. И так далее. Я отказалась, потому что хочу, чтобы дружба оставалась дружбой, так же, как и любовь оставалась любовью. Да, мои герои ― не идеальные роботы, они совершают ошибки, порой роковые, но все же сохраняют веру в лучшее, в себя, в людей. Поэтому, даже если они оступаются, то находят в себе силы идти дальше.

Персонажи по большей части создают себя сами. Спросите у любого писателя, и он вам скажет, что в какой-то момент герои начинают диктовать свою волю. Автор пытается подсунуть им какую-то передрягу, но они уворачивается и заявляют: «Все, хватит! Давай нам уже что-то доброе!» Или вполне очевидно меняют свой маршрут, или вовсе сходят с дистанции. Что касается сюжетных линий, самое главное ― достойно свести их к финалу, не потерять что-то в процессе. Люди несведущие считают, что писательский труд ― это сесть на закате с чашкой кофе и легко набросать что-то нетленное. Тогда как это действительно труд, требующий колоссальных физических и эмоциональных затрат.