Колонка главного редактора

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ: казахстанская история на развилке между наукой и медиа

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ: казахстанская история на развилке между наукой и медиа
Гульбану АБЕНОВА

В научном сообществе всегда царила аура строгости и неоспоримости, однако недавний проект по созданию семитомника по истории Казахстана, кажется, размывает эти границы с непривычной легкостью.

Представьте, что треть «научных» ссылок в проекте — это публикации в средствах массовой информации. Можно ли считать это попыткой научного подхода или скорее журналистской свободы? Ну что ж, похоже, что линия между «научностью» и популярностью становится всё более туманной.

Дискурс, выбранный для новейшей истории Казахстана, в основном заимствован у научных кругов Российской Федерации связанный с «распадом казахского мира»? Это вызывает вопросы о том, насколько уместно его использование в контексте казахстанской историографии, ведь не всё, что популярно у соседей, должно быть автоматически адаптировано и принято.

Неужели мировая наука будет воспринимать такой подход серьезно? Или это скорее попытка угодить определенной аудитории, игнорируя международные стандарты?

Казахстан известен своими петроглифами, которые являются яркими свидетельствами многовековой истории страны. В середине марта 2024 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул уникальность этих наскальных рисунков, отметив, что они представляют собой тысячелетнюю летопись степной цивилизации.

Президент отметил, что Казахстан не случайно называют страной петроглифов и призвал к их активной защите.
«Поручаю компетентным органам принять все необходимые меры для сохранения этих уникальных исторических объектов. Если потребуется, мы должны рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство, чтобы обеспечить их защиту», - заявил Токаев.
Однако, несмотря на его заявления, реальные действия по сохранению этих памятников кажутся довольно сдержанными.



В связи с этим вспоминается ситуация вокруг наскальных рисунков в тюркском стиле, которые можно отнести к периоду от VIII-IX до XII-XIII веков нашей эры. Самые древние наскальные рисунки Алматинской области датируются эпохой бронзы – это II тысячелетие до нашей эры. На протяжении нескольких лет общественники и учёные борются за сохранение археологического исторического наследия.

Общественники путем сбора средств финансируют самостоятельные экспедиции для оцифровки сохранившихся наскальных рисунков. При этом, ни государство, ни Институт археологии имени А.Маргулана в работе по защите ценных археологических памятников по странному стечению обстоятельств участия не приняли?

Эта ситуация наводит на размышления: если мы не можем защитить своё прошлое, которое вот оно, можно руками потрогать, насколько серьезно мы можем взяться за написание его новой интерпретации?

Может быть, вместо создания монументальных томов, следует начать с монументальной задачи по сохранению того, что делает нашу историю уникальной и ценной?

Так что, в ожидании семитомника, новейших научных (или не совсем научных?) трудов по истории Казахстана, помните, что иногда реальность и исторические факты могут быть интереснее любой научной фантазии.