Расследования

ШТРАФЫ за определение СРЕДНЕЙ СКОРОСТИ: Новый способ фиксации нарушений или ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ?

ШТРАФЫ за определение СРЕДНЕЙ СКОРОСТИ: Новый способ фиксации нарушений или ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ?

Гульбану АБЕНОВА

С 4 декабря 2024 года в Казахстане вводится система контроля средней скорости на автодорогах республиканского значения. Цель благая: сократить аварийность и повысить безопасность на дорогах. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что нововведение вызывает массу вопросов о его легитимности и соответствии национальным стандартам. Давайте разберемся, что не так.

КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА?

Контроль средней скорости осуществляется с помощью автоматической системы, которая фиксирует время въезда и выезда транспортного средства на определенном участке дороги. Затем система рассчитывает среднюю скорость по формуле: расстояние между двумя пунктами делится на время, затраченное на его преодоление.

Если скорость превышает установленное ограничение, водитель автоматически привлекается к административной ответственности.

Штрафы за нарушения варьируются от 5 до 40 МРП (от 18 460 до 147 680 тенге). МРП в 2025 году 3932 тенге. Но вот в чем проблема: легитимность используемых средств и программного обеспечения вызывает серьезные сомнения.

ТОО «ZEREK ROAD TECH»: Кто они такие?

На сайте компании ТОО «ZEREK ROAD TECH», позиционирующей себя как разработчик и внедритель новой системы контроля средней скорости, говорится, что они устанавливают аппаратно-программные комплексы (АПК) для проверки скорости на республиканских трассах. Звучит убедительно и современно. Однако при более детальном анализе возникает ряд серьезных вопросов.

Во-первых, в реестре утвержденных средств измерений Казахстана отсутствует какое-либо упоминание об их оборудовании. Это значит, что приборы, используемые для фиксации нарушений, не прошли необходимую процедуру утверждения типа, обязательную для любых средств измерений, используемых в административных процессах.

Во-вторых, в реестре сертификатов соответствия и серийного производства также не обнаружено документов, которые подтверждали бы, что это оборудование соответствует установленным техническим и метрологическим стандартам. Эти сертификаты являются основой для легитимного применения систем в рамках действующего законодательства.

Отсутствие сертификации и регистраций вызывает сомнения не только в законности работы самой компании, но и в правомерности использования таких комплексов для фиксации нарушений правил дорожного движения. 

Если оборудование и программное обеспечение не сертифицировано, то возникает вопрос: на каком основании штрафуются водители? Это не просто техническая формальность — это фундаментальное нарушение принципов законности и доверия граждан к системе.

КТО АВТОР ТЕХНОЛОГИИ?

Еще интереснее становится, если взглянуть в реестр авторских прав. Как оказалось, свидетельство на технологию под названием «Автоматическое оптическое вычисление средней скорости транспортного средства» зарегистрировано на АХМЕТОВА АСЕТА Бакиевича, директора компании «Коркем Телеком», изобретателя системы «Сергек».

То есть за системой определения средней скорости стоит программа, зарегистрированная за 7 000 тенге и не прошедшая никакой сертификации на соответствие национальным стандартам.

Получается, что внедряется решение, основанное на программе, которая:
• Не имеет доказанной метрологической точности.
• Не соответствует требованиям национальных стандартов.

Законность под большим вопросом

Применение несертифицированного оборудования и программного обеспечения для фиксации нарушений правил дорожного движения вызывает серьезные сомнения в правомерности действий государственных органов.

Как мы уже знаем, технологии, используемые для контроля средней скорости, обязаны пройти аттестацию в соответствии с национальными стандартами СТ РК 2.46 («Государственная система обеспечения единства измерений. Программное обеспечение. Порядок аттестации») и СТ РК 2.21-2019 («ГСИ РК.  Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений»).

Эти несоответствия подрывают законность всей системы, вызывая сомнения в правомерности привлечения водителей к ответственности на основании данных таких комплексов. 

Вопросы о корректности расчетов и правомерности штрафов становятся поводом для массовых обжалований и недоверия со стороны граждан.

Почему это важно для водителей? Применение сомнительных технологий бьет не только по карману, но и по правам граждан. 

Вот лишь несколько рисков:
1. Ошибочные штрафы. Если система не сертифицирована, как быть уверенным в корректности расчетов?
2. Недоверие к системе. Использование сомнительных технологий подрывает доверие граждан к государственным институтам.

Что делать?

Требовать прозрачности. НК «КазАвтоЖол» обязаны предоставить общественности полные документы, подтверждающие сертификацию используемых систем. 

Они также должны обосновать, почему аппаратно-программные комплексы (АПК) применяются для фиксации нарушений, несмотря на то, что согласно статье 31 Кодекса об административных правонарушениях (КОАП), фиксация правонарушений должна производиться исключительно специально сертифицированными контрольно-измерительными приборами. Ситуация требует максимального общественного внимания. Безопасность на дорогах — это важно. Но не ценой нарушения законов и прав граждан. 

Система контроля средней скорости в ее нынешнем виде вызывает слишком много вопросов. Пока НК «КазАвтоЖол» не предоставят прозрачных ответов, ее использование остается сомнительным с юридической и моральной точки зрения.

Вопрос к вам, уважаемые водители: согласны ли вы доверить свою безопасность и деньги системе, которая сама не прошла проверку?