Салтанат Мурзалинова-Яковлева:инклюзивность должна стать нормой общества
Тамирис ӘБДІЛДИНА
Пять лет назад в Алматы открылся общественный фонд «Центр социальных инклюзивных программ». За это время создатели проекта собрали команду специалистов, понимающих, какой должна быть инклюзия и как ее развивать в Казахстане. О деятельности, достижениях фонда детей с особенными образовательными потребностями рассказала директор общественного фонда «Центр социальных инклюзивных программ» Салтанат Мурзалинова-Яковлева в интервью корреспонденту KazFace.kz.
Насколько нам известно, в этом году вашему центру исполнилось 5 лет, расскажите о вашей деятельности, миссии
Миссия нашего фонда – построение инклюзивного сообщества в различных сферах. В 2016 году мы запустили проект «Инклюзивный спорт», далее стартовали Инклюзивные мастерские, в 2018 году мы уже начали свою работу в сфере инклюзивных образовательных мастерских, а в 2019 интегрировались в частную школу «Дана». Мы создаем креативные проекты, в которых могут реализовать свой потенциал участники нашего комьюнити: театр, инклюзивный туризм, эко-проекты.
Что вас сподвигло стать руководителем такого благого дела?
В 2016 году я познакомилась с ребятами из других проектов, наша семья стала частью инклюзивного сообщества, прикоснулась к этой теме. У меня обычные дети, но я заметила, как общение, помощь особенным детям очень влияет на обычных детей и это не про жалость, сострадание, а именно про партнерство. И идея эмпатии, разнообразия всего мира меня захватила.
Какие у вас есть программы в центре?
На сегодняшний день наш фонд представляет 5 функционирующих направлений: центр раннего развития «Импульс», подготовка к школе, инклюзивная школа Insight, школа тьюторов, подготовка к школе.
Сколько у вас педагогов, как вам удается распределять и совмещать их? Сколько детей у вас обучается на данный момент?
В школе обучается более 120 детей, в целом в проекте сейчас более 200 детей. Также мы консультируем детей по Казахстану, есть онлайн-проекты. В штате у нас больше 50 человек, каждый из них занят своим делом, своим проектом.
Про успех говорят все. Расскажите про проблемы и трудности, с которыми вы столкнулись?
Основная трудность в том, что родители не только приводят своего ребенка в инклюзивное сообщество, но и участвуют в этом, это его занятость, труд. Мы крайне редко встречаем родителей, которые устают, выгорели или, когда им тяжело, т.е. это вынужденное потребительское отношение, но чаще всего у нас прекрасные родители, партнеры. Для того, чтобы все говорили на одном языке, нужно понять, что инклюзия – это норма общества. Не может быть отдельных инклюзивных школ, мы все должны быть включены вне зависимости от потребностей и способностей.
Как с инклюзией в регионах? Насколько она развита?
Бывают школы, в которые принимают обычных и особенных деток, не делят их. А бывают регионы, где очень плохо относятся к детям с особенностями, закрывая их дома на онлайн-обучении, стесняют. Не могу сказать точно за все регионы, но считаю, что у нас в стране катастрофически не хватает специалистов, не хватает каких-то информационных программ. Родители, прежде всего, непрофессионалы, когда они получают какую-то информацию, им сложно, конечно же, им нужно с кем-нибудь посоветоваться, переварить, принять, что это не волшебная таблетка, а нужно работать дальше.
Как вы думаете: почему нужно интегрировать инклюзивную среду в общество? Вообще готово ли это общество?
Общество должно быть инклюзивным, а нет никакой инклюзивной среды. Инклюзивность вообще должна стать нормой общества, т.е. мы все друг перед другом равны, мы создаем равные возможности и очень часто, что человек с особенностями становится более полезнее, чем типичный человек.
Готово ли вы общество или нет, совершенно неважно, потому что нет какого-то абстрактного общества - есть мы все. Каждый на своем месте просто должен научиться быть более эмпатичным ко всем.
Что для вас инклюзия?
Инклюзия – это норма общества жизни, это заключение, когда мы думаем с точки зрения каждого человека и как раз работаем, над тем, чтобы я был максимально полезным для других людей.
Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы инклюзивное образование стало нормой в стране?
Нужно побольше показывать кейсов, больше говорить об успехах, о реальных успехах. К примеру, тот же фильм «Паралимпиец» на самом деле очень много сделал для развития инклюзивности, как нормы.