Колонка главного редактора

ПАВОДОК ПРОБЛЕМ, ПОЧЕМУ ГИДРОТЕХНИКИ СТАЛИ ДЕФИЦИТОМ?

ПАВОДОК ПРОБЛЕМ, ПОЧЕМУ ГИДРОТЕХНИКИ СТАЛИ ДЕФИЦИТОМ?
Гульбану АБЕНОВА

Недавно глава государства затронул острый вопрос о дефиците квалифицированных гидротехников, подчеркнув серьезные проблемы в образовательной системе, которая оказалась неготовой к вызовам, связанным с водными ресурсами.

Это открытие, казалось бы, пришло как холодный душ, показав, что наша система образования спала на посту, пока проблемы с водой набирали обороты.

Ответственность за подготовку специалистов, способных справиться с наводнениями, засухами и другими гидрологическими вызовами, лежит на образовательной системе.

Однако, по всей видимости, эта система была занята менее приоритетными задачами, забыв о критически важных. И вот теперь, когда проблема с водой становится все более острой, государство вдруг обнаруживает, что не только испытывает дефицит кадров, но и сталкивается с отсутствием целых направлений в образовательных программах.

Такое впечатление, что пока паводки и засухи бушевали на свободе, ответственные за подготовку специалистов в этой сфере спали крепким сном. И вот теперь, когда вода почти дошла до горла, власти внезапно обнаружили, что у нас не только недостаток кадров, но и то, что в образовательной программе пропущены целые направления.

Министерство науки и высшего образования, которое должно было заботиться о будущем водных ресурсов, внезапно обнаружило, что в «Атласе новых профессий» забыли про гидротехников. Как так вышло, остается загадкой.

И теперь, в спешке, начинают готовить специалистов в вузах, будто это может мгновенно решить проблему. В 10 вузах страны готовят специалистов всего по одной специальности — «Водные ресурсы и водопользование». Но не волнуйтесь, скоро обещают добавить «Водную дипломатию». Потому что, видимо, когда вода кончится, самое время начинать переговоры.

Итак, мы имеем около 2500 студентов, которые, возможно, выйдут из стен университетов в мир, где их главный инструмент работы — не калькулятор или чертежный стол, а кристальный шар и волшебная палочка, учитывая текущий уровень подготовки и разнообразие специальностей.

Также заявления о разработке концепции развития системы управления водными ресурсами на 2023-2029 годы звучат великолепно на бумаге, но история научила нас скептически относиться к подобным обещаниям. В конце концов, какое значение имеют эти планы, если у нас нет достаточного числа квалифицированных специалистов, способных их реализовать? И даже более того, почему только сейчас, в условиях кризиса, всплыла проблема недостаточной подготовки кадров?

И самое главное, качество подготовки специалистов вызывает серьезные сомнения. Сравнения с инженерами 1990-х лишь подчеркивают, насколько деградировала система образования в этой области. Подготовленные кадры не отвечают требованиям современного рынка, а учебные программы кажутся оторванными от реальности. Это не просто пробел в образовании; это огромная пропасть между теоретическими знаниями и практическими навыками.

Самым печальным в этой ситуации является то, что выпускники, прошедшие обучение, оказываются не готовы к работе в отрасли. Это не только упущенная возможность для молодых специалистов реализовать себя, но и огромный удар по отрасли, страдающей от дефицита кадров. Такое положение дел нельзя оправдать ни изменчивостью климата, ни экономическими сложностями. Это результат долгих лет недооценки и игнорирования проблемы.

Наше будущее зависит от того, насколько серьезно мы отнесемся к подготовке нового поколения специалистов. В конце концов, вопрос управления водными ресурсами — это не только вопрос экономики или экологии. Это вопрос выживания. И игнорировать его или относиться к нему легкомысленно мы себе уже просто не можем позволить.

Пора просыпаться и действовать. Иначе риск остаться с «водой у горла», не имея ни знаний, ни навыков для ее контроля, станет нашей реальностью. И тогда уже никакие кристальные шары и волшебные палочки не помогут.