Расследования

«БАНК РАЗВИТИЯ» ДЛЯ КОГО? Или почему в Казахстане дорогие деньги для малого бизнеса и дешёвые — для олигархов

«БАНК РАЗВИТИЯ» ДЛЯ КОГО? Или почему в Казахстане дорогие деньги для малого бизнеса и дешёвые — для олигархов

Гульбану АБЕНОВА

Пока в кулуарах правительства обсуждают повышение НДС до 16%, а казахстанцы с тревогой смотрят на рост цен, государственный Банк Развития Казахстана (БРК) без лишнего шума размещает еврооблигации на $500 млн — на удивление выгодных для себя условиях. 

Купонная ставка — 5,625% годовых, доходность — 5,7%, а спрос со стороны инвесторов в 1,8 раза превышает предложение. Цифры — отличные. Только вот вопрос: а кого на самом деле развивает этот «банк развития»?

Ответ, к сожалению, давно не секрет: олигархов. Не микробизнес, не молодых предпринимателей, не сельхозкооперативы, а крупные финансово-промышленные группы, которым по политическим или бизнес-причинам открываются щедрые кредитные потоки под 2-3% годовых, то есть значительно дешевле, чем ставка Нацбанка.

Иными словами — государство занимает за рубежом под 5–6%, чтобы внутри страны кредитовать «своих» дешевле, чем рынок позволяет?  В то же время малый и средний бизнес, который по всем учебникам должен быть опорой экономики, вынужден брать коммерческие кредиты под 20–25% годовых и под жесточайшие залоги. 

Парадокс? Нет. Это — системная несправедливость, узаконенная государством. «Банк для развития» — только не для тех, кто в нём действительно нуждается

БРК был задуман как институция развития — платформа, где амбициозные и перспективные проекты получат «длинные деньги» на условиях, которых не даст рынок.  Но на практике он давно превратился в инструмент финансирования «крупняка», обслуживающего собственные интересы и не испытывающего недостатка в лоббистских возможностях.

Почему не реформировать БРК по примеру Узбекистана, где несколько лет назад фонд госразвития трансформировали в Банк развития бизнеса, работающий преимущественно с МСБ? Почему у нас всё наоборот: чем меньше у тебя бизнес, тем дороже тебе обойдётся доступ к капиталу?

Налицо очевидный перекос: в условиях надвигающегося глобального кризиса, девальвационных рисков и стагнации, страна продолжает кормить крупных игроков в ущерб остальной экономике.  Причём делает это — за счёт собственных же граждан.

Когда «государство» — это спонсор привилегий, а не баланса. 

В момент, когда БРК привлекает полмиллиарда долларов, Казахстан также:

• ведёт переговоры о новых внешних заимствованиях у Азиатского банка развития, МБРР, ЕИБ, в совокупности — на сотни миллиардов тенге;
• обсуждает необходимость поднять НДС, который больнее всего ударит по малому бизнесу и конечному потребителю;
• продолжает не решать ключевую проблему кредитного голода МСБ, несмотря на всю риторику о диверсификации экономики и устойчивом росте.

Создаётся ощущение, что в этой системе успешно себя чувствует только верхушка, имеющая доступ к ресурсам, связям и гарантированным госденьгам. Все остальные — выживают.

Что будет, когда ОЛИГАРХИ УЕДУ?

Сегодня очевидно: в случае масштабного кризиса, глобального удара по рынкам или девальвации — крупный бизнес выстоит, потому что давно хеджировал свои риски. Или просто — уедет, вместе с капиталами, паспортами и планами «Б». 

А вот малый и средний бизнес, в отличие от них, останется здесь. И именно он останется с долгами, с высокими процентами, с отсутствием оборотки, с налоговой нагрузкой и растущими ценами.
Правда в том, что олигархи не спасают страну, они спасаются от неё. Спасают себя — за счёт страны.

А КАК ДОЛЖНО БЫТЬ?

БРК и аналогичные структуры должны быть полностью переформатированы:
• приоритет — инновации, экспортный потенциал, создание рабочих мест;
• фокус — малый и средний бизнес, не крупные монополии;
• условия — прозрачные и конкурентные, без «преференций по звонку»;
• контроль — общественный, через механизмы подотчётности и раскрытия данных.

Если этого не произойдёт — БРК останется ещё одной закрытой лавкой по перераспределению дешёвых государственных денег в узкий круг игроков. Сегодня страна стоит на развилке. И вопрос уже не в облигациях, не в ставках и не в процентах. Вопрос — какую экономику мы строим: для всех или только для своих?