Культурная жизнь

Майя Исмаилова: я раскрываю генетический код казахов

Майя Исмаилова: я раскрываю генетический код казахов

Гульбану АБЕНОВА

Выступление Майи Исмаиловой никого из казахов и людей тюркского происхождения не могут оставить равнодушным. Хрупкая женщина своим твердым и мощным голосом как будто возвращает нас к генетическим истокам, как будто через нее мы слышим зов и наставления предков.

Термеши Майя Исмаилова известна далеко за пределами страны, терме «Бейбарыс Баба», «Жер Ана»,  «Не калды» стали ее визитной карточкой и знакомы многим любителям фольклорной казахской музыки.

Майя в девичестве Маслова родилась в Атырауской области, Махамбетском районе в селе  Сарайшык,  в многодетной семье, не музыкальной. Однажды, проходя по коридору школы, она услышала как в одном из кабинетов учительница по музыке исполняет терме и не могла оторвать свой взгляд, с приоткрытой  двери. Это ее так впечатлило, что прибежав домой она сказала маме, чтобы та отвела ее к этой учительнице и попросила ее научить также петь терме.

Просьба подростка, наверное,  удивила не только маму, но и всех вокруг, в том числе учителя музыки. Отец Маи - Борис Николаевич Маслов белорус, мама - азербайджанка Кулбике Байрамкызы Иманова, сельские труженики механик и агроном. Училась Майя в казахской школе имени Карашаулы, других школ в округе не было.

Так первой учительницей музыки стала Сауле Тапахова, благодарность которой Майя испытывает всю жизнь. Были  тяжелые 90-ые годы, ничего не было, что-то купить было сложно, не то что найти домбру, но тем не менее, девочка бегала на кружок самодеятельности учиться петь и играть на домбре.

Первое ее выступление с терме состоялась в 12 лет, она выступила в Атырау, представляя свою школу. Зритель принял ее с большим одобрением и овациями, она исполнила «Халық термесі» Гарифуллы Курмангалиева. И с тех пор, Майя не выпускает домбру из рук.

Она поняла, что терме это ее жизнь. Ее первая учительница заболела и вскоре умерла, но Майя начала сама искать терме, через записи кассет находила, переписывала, учила наизусть. Будучи школьницей заказывала музыкальные произведения через фонотеки Алматы и других городов.

Майя говорит, что не может объяснить почему ее так привлекает этот музыкальный жанр терме.

Мой отец белорус по национальности, его мать татарка. Мама - азербайджанка, но в ее крови течет и иранская кровь. Видимо, с кровью отца и молоком матери во мне все это впиталось. С малых лет я слушала азербайджанскую мугаму, пела мне моя бабушка как колыбельную перед сном, от другой я слышала татарские частушки. Все эти ритмы, содержание этих произведений видимо во мне закрепилось как-то. И поэтому может терме казахское вошло ко мне как в благодатную подготовленную почву, мне это трудно объяснить, ну как-то все подсознательно.

По словам Майи, ей близко именно жыр терме, в них все народное традиционное и историческое, вся культура народа которую ты сокращено и акцентировано поешь. Своего рода короткие месседжи основные. По сравнению с песнями жыр терме более солиднее, содержательнее там есть и философия, и педагогика, и воспитание и культура народа все там, считает певица. Это сливки фольклора. И там есть генетический код.

Майя поступила в Атырауский университет на музыкальное отделение, когда ее пригласили в президентский оркестр она перевелась в Астану, в ЕНУ.

Не скажу что там чему-то меня научили, получила диплом, но всю жизнь занимаюсь самообразованием, сейчас изучаю вокальную технику тюркских народов. Изучаю фольклор не только казахов, но и всех тюркских стран.

По ее мнению, фольклор постепенно угасает, даже при наличии отдельных термеши, его закатывают в различные узкие рамки. Мы жалуемся, что молодежь не увлекается фольклором их не надо упрекать им не дают возможности, негде взять, не у кого учиться им.

Майя Исмаилова находит старинные не известные терме и сама к ним пишет музыку. И таким образом знакомит публику с их содержанием.

Произведения Асан кайгы, Казтуган жыры 15 веков становится известными после написание к ним мелодий.  Потом их регистрируют и вот когда я прихожу зарегистрировать произведения Асан Кайгы, я говорю слова его, а музыка моя, мне говорят, что нет такого автора у казахов, у кипчаков и ногаев. Я вот пять месяцев не могу зарегистрировать произведение свое на слова Асан кайгы и мне говорят нельзя регистрировать жыршы кипчакской литературы и я получаю свидетельство как музыкальное произведение  с текстом без автора текста.

Майя Исмаилова считает, что есть покруче  нее артисты  традиционного пения, сильные. Они преподают, но к сожалению, не идет молодежь учится этому жанру музыки.

Сама Майя также в частном порядке занимается с детьми. Если приходят и хотят учиться у меня, надо учить их, - говорит она.