Интервью KazFace.kz

Лена Баянова: «Вкус к слову нужно прививать с самого раннего детства»

Лена Баянова: «Вкус к слову нужно прививать с самого раннего детства»

Cветлана ШЕСТЕРНЕВА

Людей, которые пишут книги для взрослых, сегодня очень много. Как правило, это либо любовная лирика, либо советы по завоеванию мира. Которые, как правило, не работают. Вероятно, потому, что с их помощью никто успеха не добился до сих пор. Романтическая же проза до того однообразна, причём из одного десятилетия в другое, что читать её неинтересно. Герои обоего пола похожи друг на друга как из одного инкубатора. Женщины – жертвы с рыжими волосами, изящными фигурами и зелёными глазами. Мужчины – с тёмными шевелюрами, волевыми подбородками и синими глазами. И то, и другое старо как мир. Рука невольно тянется к детским сказкам. 

Корреспондент KazFace.kz  поговорил с детским писателем Леной Баяновой. Журналист по образованию и профессии, писатель Лена в прошлом и настоящем времени сочиняет стихи. В основном это женская лирика. Но также пишет для самых маленьких читателей. 

- Лена, расскажите, как вы начали писать стихи и рассказы для детей? 

Сначала стала писать для своих детей. Я мама троих замечательных деток, но в итоге «декретное» творчество вылилось в издание книжек для ребятишек дошкольного и младшего школьного возраста. В 1998 вышла книжка «Расскажу тебе про...», затем в 2022 году «Уршык. Ажекины сказки». Сейчас готовится к выходу сборник стихов для детей «Лучики» и сборники рассказов «Солнечные зайчики», «Волшебные валенки» и «Мечталочки». Писать детям и о детях интересно и мне самой. Мне кажется, часть меня все ещё там, в далёком тёплом и солнечном детстве, - признается Лена.

Писателем моя собеседница себя не называет. Говорит, скорее, она автор книг для детей. Очень сожалеет Лена о том, что сейчас у нас совсем забыли о таких замечательных детских писателях из России как Лидия Чарская и Борис Житков. Из казахстанских авторитетными считает Лилю Калаус, Алину Олжас и Зиру Наурызбаеву.

Детям постарше, конечно, сейчас интереснее фэнтази, комиксы. Но вкус к слову нужно прививать с самого раннего детства, и начинать нужно с классиков, я думаю. И, в первую очередь, учить ребёнка слушать себя, мир, созерцать, уметь не торопится. А это - внимание на простые вещи, как бывает, когда ты растёшь, познаешь себя и мир. Ты учишься дружить и понимать, что такое хорошо и плохо, как бы банально это ни звучало. Учишься, как не бояться пробовать новое, знакомиться, решать проблемы. Я заметила, что у детей они свои, и гораздо более важные на момент взросления и принятия себя. 

- Расскажите о своей самой любимой детской книге.

Я с самого раннего возраста очень трепетно относилась к книгам. Очень их любила, берегла и переживала, если кто-то рисовал на страницах или, хуже того, портил их. Очень любила Агнию Барто, Самуила Маршака, рассказы Бориса Житкова. Самой любимой моей книгой, наверное, были «Гарантийные человечки» Эдуарда Успенского. а ещё «Волшебник Изумрудного города». А вот позже, когда я уже и вышла из детского возраста, оторваться не могла от «Рэдволла» Брайана Джейкса.

– Как в настоящее время обстоят дела с изданием книг?

А вот с изданием всё очень сложно. Государство не особенно заинтересовано в издании книг для детей. Всё не так, как было ранее, когда ежегодно выходили книги в рубриках «Мои первые книжки», «Читаем сами» и так далее. Авторы сами ищут пути издания, сами пытаются продавать книги. На сегодня очень поддерживает продажи «Меломан», но и только. Очень хорошо помогает фестиваль «Китапфест», где могут встретиться авторы, издатели и читатели. В этом году он пройдёт в начале октября. Но участие в нем тоже платное.

- В какие государственные структуры вы обращались за поддержкой?

Последний раз – в акимат Алматы с просьбой помочь в издании «Ажекиных сказок» на русском и казахском языках. Кстати, вопрос был одобрен, но сменилось руководство, и пришлось издавать самой.

Завершая нашу беседу, Елена добавила, что, по её мнению, сейчас очень важно прививать детям навык чтения печатных книг. Это и развитие памяти, и грамотности. Электронный формат этого не даёт, - считает Лена Баянова.