Авторская колонка

КАЗАХСТАНСКИЙ АВТОПРОМ: забота о народе или игра в одни ворота?

КАЗАХСТАНСКИЙ АВТОПРОМ: забота о народе или игра в одни ворота?

Гульбану АБЕНОВА

С 1 декабря 2024 года Казахстан вводит новые правила ввоза автомобилей, якобы для борьбы с «серым» импортом и заботы о гражданах. Но, как часто бывает, реальность далека от заявленных целей: вместо ударов по нелегальным схемам новые меры бьют по кошелькам обычных граждан.  В итоге, вместо борьбы с проблемой, мы видим преференции для избранных и рост затрат для большинства.

ЦЕНЫ растут, ДОСТУПНОСТЬ  падает

Средняя стоимость новых автомобилей отечественной сборки продолжает расти. В июне рост составил 7,3%, в августе — ещё 3%. Эти цифры особенно резонируют с фразами о «заботе о гражданах». Похоже, правительство уверено, что мечта казахстанцев переплатить за машину. И это не говоря о том, что доля автомобилей младше трёх лет в стране — всего 6,2%. 
Для остальных граждан выбор очевиден: либо копи на новый «КазАвтоПром», либо ищи велосипед.

Физические лица: ОДИН АВТОМОБИЛЬ  В ГОД и спасибо, что не пешком

Для физических лиц новый порядок ввоза автомобилей становится настоящим испытанием. Один автомобиль в год — это уже верх «щедрости». А единая ставка пошлины от 48%, которая, как утверждают чиновники, зависит от объёма двигателя и возраста автомобиля, выглядит не просто непосильной для большинства, но и абсолютно оторванной от реальности.

Юридические лица: ПРАВИЛА ДЛЯ ИЗБРАННЫХ 

Если вы юридическое лицо, но не официальный дистрибьютор, можете забыть о ввозе новых машин. Право ввоза предоставлено только тем, кто указан в ОТТС. Все остальные должны довольствоваться тем, что предлагают  на рынке.  Особенно это касается автомобилей старше трёх лет: их запрет обоснован желанием избавиться от «старья» на дорогах. Но что делать, если новые машины местного производства стоят слишком дорого?

И вот самое интересное: крупные автопроизводители, такие как «СарыаркаАвтоПром» и «Астана Моторс», всегда оказываются в выигрышной позиции.  Для них оформление ОТТС — процедура упрощённая и доступная. Эти компании не только освобождены от уплаты таможенных пошлин, но и пользуются налоговыми льготами. Такие условия позволяют им без труда доминировать на внутреннем рынке, минимизируя свои расходы. Так и хочется спросить, на каком основании им такие привелегии, г-н Скляр? Не ваш ли это личный бизнес или вы имеете какое-то личное отношение к этим компаниям? 

Всё это подаётся, конечно же, под лозунгом поддержки отечественного автопрома. Но на деле эта «поддержка» всё больше напоминает дискриминацию обычных граждан и небольших компаний, которые оказываются за бортом в условиях искусственно созданной монополии. А где же «ЭРА-ГЛОНАСС»? Или правила для избранных?

И вот что интересно: если власти так ратуют за соблюдение норм ЕЭК, почему на это понадобилось девять лет? Более того, обязательное требование о системе «ЭРА-ГЛОНАСС», прописанное в ТР ТС 018/2011, до сих пор игнорируется. Казахстанские автомобили по-прежнему не оборудуются этой системой, хотя она должна быть указана в ОТТС. Это нарушение никого не беспокоит. Зато для простых граждан правила ужесточили: повысили пошлины, ограничили ввоз автомобилей и всё это преподнесли как заботу о населении.
Тем временем,  автогиганты продолжают выпускать машины без «ЭРА-ГЛОНАСС» и даже не планируют торопиться. Срок обязательного оснащения этой системой продлён до 31 января 2024 года, но, судя по всему, после этой даты ситуация не изменилась? 

Такое ощущение, что государство защищает не столько интересы рынка, сколько отдельных крупных игроков, создавая для них максимально комфортные условия. Пока казахстанцы вынуждены мириться с новыми пошлинами и ограничениями, крупные производители продолжают игнорировать установленные требования. И кажется, забота о соблюдении стандартов работает исключительно в одну сторону.

Итог: ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ

Новые нормы, казалось бы, направлены на наведение порядка, но вместо этого они демонстрируют двойные стандарты? Пока казахстанцам становится всё сложнее ввезти или купить автомобиль, крупные компании продолжают пользоваться льготами и нарушать базовые технические регламенты. 
Возможно, настоящая цель нововведений — не забота о гражданах, а защита интересов автогигантов?
Получается, что за громкими фразами о наведении порядка скрывается не что иное, как создание монополии для избранных. Крупные производители процветают, а население, как всегда, остаётся в роли статистов в игре под названием «развитие экономики».
Логика проста: поддержим автопром, а казахстанцы... ну, они же выживали раньше, так почему бы не продолжить?