Авторская колонка

Как "СДЕЛАНО В КАЗАХСТАНЕ" становится синонимом "MADE IN CHINA"

Как "СДЕЛАНО В КАЗАХСТАНЕ" становится синонимом "MADE IN CHINA"
Гульбану АБЕНОВА

Каждый раз, когда видишь на автомобиле стикер MADE IN CHINA, рядом с которым красуется «казахстанский шильдик», задаешься вопросом: не превратился ли наш автопром в мастерскую по приклеиванию логотипов? Казахстанский автопром, кажется, освоил лишь искусство ребрендинга автомобилей, произведенных за тысячи километров от нас. 

За последние 20 лет наша автоиндустрия научилась только менять этикетки? Ведь если внимательно присмотреться к этой метаморфозе, то можно увидеть, что казахстанский автопром, похоже, превратился в магазин по перепродаже китайских авто под местным брендом.

Всего два года назад президент поручил проверить слухи о такой «сборке"» и что мы видим в итоге? Министерство промышленности торжественно заявило о создании рабочих комиссий и проведении проверок. Но вместо прозрачных результатов и планов по настоящей локализации производства мы получаем лишь туманные обещания и пошаговые планы, суть которых так и остаётся за кулисами.

Когда прошлый и нынешний глава министерства, говорит о развитии и локализации, хочется спросить: а где же результаты этих самых «планов действий» и «промышленных сборок»? 
Мы все еще видим этикетки, которые кричат нам: «Сделано в Китае». И да, не забудем упомянуть о том, что контрольный пакет акций крупнейшего отечественного производителя автомобилей, компании «Сарыарка- АвтоПром», теперь принадлежит Китаю. Неужели это часть грандиозного плана по развитию нашего автопрома?

Возможно, министерство решило, что казахстанские налогоплательщики заслуживают не ответов, а мистических ритуалов преображения китайских машин в казахстанские. Иными словами, вместо того чтобы развивать действительно местное производство, мы увлечены ролевыми играми с маскировкой под чужую промышленность.

Может быть, пора министерству промышленности предоставить налогоплательщикам чёткую, понятную стратегию развития, которая не будет казаться очередной попыткой замылить глаза? 

А пока что, к сожалению, под вывеской «Сделано в Казахстане» мы видим лишь ловкий ребрендинг китайских изделий, которые могли бы и под оригинальной маркировкой хорошо продаваться.

Господа из министерства, когда можно ожидать, что вместо прикручивания шильдиков вы начнете прикручивать реальные планы по развитию автопрома? Или же мы продолжим оставаться в зоне комфорта, где самое сложное — это выбор шрифта для надписи MADE IN KAZAKHSTAN на чехлах для сидений, которые, скорее всего, тоже пришли к нам из-за границы?