ВСЕОБЩЕЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ: очередная реформа или фикция?
![ВСЕОБЩЕЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ: очередная реформа или фикция?](https://kazface.kz/storage/media/files/8WELZJQDPwQSdpUgiJYT3PL0wQddSuoD47oo3U6E.jpg)
Гульбану АБЕНОВА
По вопросам читателей решила подробнее рассмотреть актуальную тему всеобщего декларирования доходов и имущества в Казахстане. Эта инициатива, которая начиналась с громкими лозунгами о борьбе с коррупцией и прозрачности, на деле обросла противоречиями и странными исключениями.
20 тысяч МРП — ЛАЗЕЙКА или продуманная СТРАТЕГИЯ?
Согласно официальным заявлениям, налоговое декларирование остаётся обязательным для госслужащих, руководителей квазигоссектора, а также для тех, кто приобрёл имущество на сумму более 20 тысяч МРП (примерно 76 миллионов тенге).
Но тут возникает вполне логичный вопрос: а как быть с теми, кто покупает недвижимость или другие активы за рубежом на сумму ниже этой планки?
Выходит, если коррупционер приобретает дом стоимостью 75 миллионов тенге за границей, он автоматически выпадает из поля зрения фискальных органов.
Непродуманность такого порога вызывает серьёзные сомнения: почему не учитывать любые зарубежные покупки, независимо от их стоимости?
«ЧЕСТНЫЕ» ПЕНСИОНЕРЫ и «СЛУЧАЙНЫЕ» РОДСТВЕННИКИ
Особое внимание вызывает исключение пенсионеров из процесса декларирования. Налоговый консультант Айнур Габбасова справедливо указывает на лазейку, которая позволяет чиновникам переоформлять имущество на своих родителей и тем самым избегать контроля.
Аргументы противников этой позиции, мол, «система видит всё», звучат крайне неубедительно. Если система действительно такая всевидящая, то зачем тогда вообще нужна декларация? Получается, что пенсионеры могут стать невольными пособниками укрывательства активов.
ВСЕОБЩЕЕ или ВЫБОРЧНОЕ?
Изначально концепция всеобщего декларирования подразумевала охват всех граждан страны. Однако реальность показала, что это больше похоже на выборочное декларирование для «целеустремлённых» категорий.
Например, предприниматели и госслужащие обязаны отчитываться о доходах, а простые граждане, даже с высоким уровнем теневых доходов, остаются за пределами этой системы. Если цели — прозрачность и равенство, почему исключают большую часть населения?
ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ АКТИВОВ
Эксперты также указывают на слабое участие Казахстана в международных инициативах по обмену финансовой информацией. Налоговые органы неэффективно отслеживают иностранные доходы, а фискальная политика явно пасует перед выводом средств за рубеж.
ЛОНДОН и ДУБАЙ, как новые «тихие гавани» для казахстанских капиталов, практически недосягаемы для местных органов. И пока чиновники сетуют на это, недобросовестные граждане продолжают пользоваться пробелами в системе.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ — РЕШЕНИЕ или ОТГОВОРКА?
В эпоху цифровизации налоговые органы уверяют, что могут отслеживать все финансовые операции без лишней бумажной волокиты. Но если это так, зачем тогда потребовались годы для внедрения баз данных? И почему на фоне технологического прогресса всё равно сохраняются такие лазейки, как порог в 20 тысяч МРП или исключение родственников из зоны декларирования?
Кажется, что цифровизация здесь больше используется как оправдание сокращения бюрократии, чем как реальный инструмент контроля.
КТО В ВЫИГРЫШЕ?
По факту отмена четвёртого этапа декларирования в 2025 году освобождает от обязательств около 8 миллионов человек. В большинстве своём это действительно граждане с низкими доходами.
Но вряд ли в этих 8 миллионах нет людей, которые нашли способ «замаскировать» свои активы. Выходит, что нынешняя система выгодна скорее тем, кто умеет находить лазейки, чем тем, кто честно отчитывается о своих доходах. Всеобщее декларирование в Казахстане вместо борьбы с теневыми доходами всё больше напоминает имитацию.
Противоречивые критерии, исключения и формальное оправдание цифровизацией делают систему несправедливой и легко обходимой. Возможно, вместо громких заявлений стоит признать: не всё, что заявляется как «всеобщее», действительно таковым является.