Колонка главного редактора

КУРУЛТАЙ. МАРАЛ ИШАН И НАША ИСТОРИЯ

КУРУЛТАЙ. МАРАЛ ИШАН И НАША ИСТОРИЯ

Гульбану АБЕНОВА 

На втором заседании Национального курултая "Әділетті Қазақстан – Адал азамат", Президент РК Касым-Жомарт Токаев сообщил о находке особого значения - Коране, подаренном Кенесары хану известным Маралом ишаном. 

Это событие стало символическим в духовной жизни нашей страны. Марал ишан был широко известен среди народа и являлся верным соратником Кенесары хана, который занимает особое место в нашей истории.

Глава государства отметил, что любая цивилизованная страна с особым трепетом относится к своему историческому наследию.

НЕИЗВЕСТНЫЙ МАРАЛ ИШАН

Для многих, возможно, Марал ишан до сих пор является неизвестной исторической личностью и здесь упущение наших ответственных лиц.

Пишут, что он не только подарил Коран, но также был духовным соратником Кенесары хана и прогрессивным общественным деятелем.

Он призывал своих соотечественников прекратить межродовые конфликты, перейти к оседлому образу жизни и освоить грамоту и ремесла.

Кроме религиозного просвещения и моральной поддержки, ишаны также оказывали медицинскую помощь, будучи хорошими психотерапевтами и знатоками народной медицины.

Ишаны были проводниками ислама, просвещения и народных традиций, а также занимались врачеванием.

В Костанае центральная мечеть носит его имя. Настоящее имя - Марал Курманулы. Он родился в местечке Кайранколь Костанайской области, пишут историки для инфо Курултая.

Википедия указывает, что Марал Курманулы родился в 1769 году в ауле, Нұрымбет на территории нынешнего Северо-Казахстанской области,  Жамбылского района. 

В других источниках указывается, что родился он в 1780 году в районе Қызылжар недалеко от озера Обаған в местности «Кайран кол». То есть не на территории Костанайской области.

Так как  сама из этой области, то удивилась, почему я раньше ничего не слышала про легендарную личность наших краев. И мама говорит, что не было  его в наших краях, а то ее отец знаток всех святых ишанов хоть раз бы упоминал о нем. Дядя мой краевед сказал, что с именем Марал ишана связана не наша область, а Кызылординская.

Якобы он потерял отца в двухлетнем возрасте, по другим данным в девятилетнем и мать в поисках пропитания двинула в сторону Акмешит. А там неординарные способности мальчика заметили ишаны и отправили учиться. 

Далее, в статьях  на казахском языке пишут, что когда Абылайхан попал в плен к джунгарскому хану Қалдан-Церен, тот отпустил казахского хана и в знак дальнейшей дружбы подарил ему своих двоих дочерей. 

Абылай женился на одной сам, а другую подарил своему лекарю Курману. Дочь джунгарского хана родила троих сыновей, один из них Марал. 

Вот на этом месте припаркуюсь, не люблю неточности и не совсем логичные моменты. Указывается, что в плен Абылайхан попал в 1740 году. Марал родился в 1769 или 1780 году. То есть спустя 30-40 лет после плена?  Если подаренной девушке, будущей матери Марала было, условно говоря, 16 лет, то она родила его в 46 или 56 лет? Это же невозможно.

И потом Абылайхан женился на одной из подаренных джунгарских девушек, а Кенесары если сын Абылайхана, то его бабушка джунгарка, то есть калмычка? 

Далее, Кенесары родился в 1802 году. То есть Марал старше Кенесары на 30-40 лет. Когда Кенесары было 20 лет, Маралу было 60 лет, то есть глубокий старец по тем временам.  Теоретически Марал мог быть советником Кенесары, и передать Коран, ведь они были кузены орысша айтқанда, қазақша - нағашысы. Да и вообще в некоторых источниках, утверждают, что они двоюродные, матери-сестры поэтому бөле являются….

ПРОПОВЕДНИК В СТЕПИ ИЛИ СЕПАРАТИСТ-МЕЧТАТЕЛЬ ? 

Вернемся в начало XIX века, когда казахское ханство ослабело, а колониальная политика России, наоборот, укрепилась. Однако это вызвало недовольство многих казахов степного Притоболья.

Летом 1821 года в степи разнесся слух о появлении проповедника, который призывал к единению мусульман и противостоянию России.

Марал ишан и его сторонники выдвинули амбициозные, но практически неосуществимые в то время задачи – создать мусульманское государство, объединив земли Хивы, Казахстана, Башкирии и Поволжья.

Деятельность Марала ишана вызвала беспокойство не только пограничных, но и центральных властей империи.
Интересно отметить оценку, данную русским инженером и генерал-майором Николаем Крафтом Маралу Курманову. Он описал Марала не как "лжепророка" или "вдохновенного свыше", а как сепаратиста-мечтателя, выделяющегося из массы обычных киргизов своим духом исключительности. 

Марал задумал крупные реформы в бытовой и политической жизни своего народа, выбрав для их осуществления удобное время - время смут и раздоров.

В истории национально-освободительного движения существуют интересные истории, которые до сих пор не получили достаточного внимания исследователей.

Одной из таких историй является движение Марал ишана - одна из первых организованных попыток антиколониального сопротивления казахов, основанных на идеях исламского единства и религиозных ценностях.

В УЧЕБНИКАХ ПРО МАРАЛ ИШАНА НИ СЛОВА

Однако движение Марал ишана не смогло достичь успеха по ряду причин. Главной причиной было то, что руководителям движения не удалось объединить все слои казахского населения. В то же время колониальной администрации не удалось однозначно победить это движение.

Таким образом, движение, возглавляемое Маралом ишаном, было скорее национально-освободительным, чем религиозно-мистическим, и имело сильную национальную окраску.

В заключение, действительно, вызывает недоумение отсутствие упоминания выдающейся личности Марала ишана в наших учебниках истории и даже отсутствие его имени на улицах. Даже в честь  отца акима области Абай есть улица. Кем был Тельман Уранхаев и что он сделал великого для нашей страны история умалчивает. 

Поэтому Министерства просвещения и культуры, должны обратить внимание на этот факт и озаботиться сохранением и передаче значимых исторических событий и личностей следующим поколениям.

Изучение истории Марала ишана позволило бы подрастающему поколению ознакомиться с его вкладом в национально-освободительное движение и значимости его идей и усилий.

Такие меры способствовали бы формированию глубокого уважения и понимания исторического наследия нашей страны.