Культурная жизнь

Как сын чабана стал известным художником

Как сын чабана стал известным художником

Гульбану АБЕНОВА

В этом году юбилей – 120-летие знаменитого  художника, основоположника казахского изобразительного искусства, первого казахского живописца и акварелиста, народного художника Казахской ССР  Абылхана Кастеева. 

Абылхан Кастеев родился в 1904 году в селе Чижин Талдыкорганской области в семье бедного чабана. Его отец рано умер и Абылхан с малых лет пас скот у местных баев.

Бедность его семьи была такова, что зимой и летом батрачил в одних и тех же заштопанных лохмотьях. Девушка, которая была засватана когда-то для него,  категорически отказалась выходить за него замуж, сказав: «фу, за такого голого босяка кто пойдёт замуж?!».

И тогда в 23-летнем возрасте он уехал с родных мест на всесоюзную стройку, на строительство Турксибской железной дороги. Он мог работать только разнорабочим, и вкалывал и в стужу,  и в жару, благо был молод и физически крепок. 

Однажды, на перерыве он нарисовал портрет вождя пролетариатов Ленина на скале. И этот рисунок заметили не только рабочие, но и руководство стройки. Коммунисты решили, что у неграмотного парня возможно талант и решили отправить его учиться в столицу. 

И в 25-летнем возрасте он впервые увидел краски, кисти, холст. Хотя рисовал давно, но карандашом...Ему очень повезло, в течение двух лет его обучал в своей студии известный русский, советский художник Николай Гаврилович Хлудов, живший тогда в Казахстане. А партийное руководство выделило талантливому парню стипендию. 

Способный ученик быстро осваивал искусство рисования и даже начал зарабатывать на партийных заказах, и смог даже поехать с учителем в Москву, где познакомился со многими художниками и смог показать и свои художественные навыки.

Приоделся и в белом костюме, купленном в Москве, зашёл проведать невесту, которая его отвергла. Типа смотри какой я завидный жених. И я женюсь на юной красавице Сакыш.

Она была на двенадцать лет младше него и жила сирота в семье Кастеевых какое-то время, и он к ней относился как к сестрёнке. Но однажды он подарил ей дорогой роскошный, по тем временам и по меркам бедняков, халат. Чтобы купить ей этот подарок, он каждый день возил из родника воду и разносил по домам аульчан, а они за каждое ведро воды давали по одной копейке. 

«Она говорит, что тогда и поняла, как серьёзно он к ней относится, и этот халат хранила всю жизнь, даже когда он уже рассыпался от ветхости. 

ПРИРОДНЫЙ ЭТИКЕТ ПРИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ 

Я удивлялась тому, какие тонкие и гармоничные отношения были у папы с мамой, хотя он был батраком, и мама тоже из простых. Но существовал некий природный этикет, понимание, как вести себя друг с другом. 

Папа всегда хвалил маму за то, что она умела рачительно расходовать деньги и растягивала их от одного гонорара до другого. Никогда не было так, что денег не хватало на самое необходимое. Мама целиком посвятила себя дому, детям и отцу. У нее всегда был хорошо накрытый стол для гостей, которые дома не переводились», - вспоминает одна из дочерей художника Гульдария Кастеева.

«К счастью для казахстанского искусства редкий, уникальный талант художника, в свое время, всячески поддерживали и поощряли также тогдашний председатель совета народных комиссаров Казахстана Ораз Исаев, нарком просвещения Темирбек Жургенов. Спасибо им за это, ведь, возможно, без их помощи наше искусство не обрело бы Кастеева. 

Кто считал, сколько талантов ушли в небытие, будучи отвергнутыми, непризнанными своими власть держащими покровителями?! Кстати, Исаев и Жургенов помогли встать на ноги многим другим, не случайно об этих руководителях как о носителях высокого ума и больших знаний тепло отзывался Мухтар Ауэзов», - сказал как-то в одном из интервью друг и помощник художника Изгилик Дабаев. 

Кастееву не удалось получить формального образования ни в художественном училище, ни в Академии живописи вследствие отсутствия начальной общеобразовательной подготовки. Но эту проблему О. Исаев и Т. Жургенов решили по-другому. 

По согласованию с союзным министерством просвещения они отправили Кастеева на учебу в Москву, вернее, в мастерские известных российских художников. Там он прошел свои «университеты». 

Во время этой учебы и вообще пребывания в Москве его «курировала» и сопровождала Анна Никитична Фурманова – жена и соратница Дмитрия Фурманова. Она практически в совершенстве владела казахским языком. 

В Москве он провел два-три  года и познакомился не только с русской национальной школой живописи, но и с шедеврами мирового искусства в художественных музеях столицы. Это, конечно, отразилось на его творчестве. После возвращения на родину он участвует в выставках городского, республиканского и всесоюзного значения.

Таким образом, за два года Кастеев закончил свою "академию живописи". Надо отметить, что все расходы по обучению Кастеева финансировал Ораз Исаев из резервного фонда правительства. Известно, что таким же путем выплачивалась зарплата пяти поэтам – литературным помощникам великого Жамбыла.

 

Для науки и искусства денег выделялось столько, сколько было надо!!!

По словам самого Кастеева, в 1930 году Исаев выдал ему 1000 рублей. Спустя еще три месяца Абылхану выдали еще две тысячи рублей: благодаря этим деньгам, как рассказывал сам художник, он устроил свадьбу и соединил свою судьбу с Сакыш Кастеевой. 

И в 1934 году  Абылхана Кастеева отправили продолжить учёбу в Москве, в художественной студии им. Крупской. В страшном 1937 году он возвращается на родину уже почти маститым советским художником. 

В годы войны Кастеев хотел отправиться на фронт, но на него пришла бронь. Он работал над плакатами на военную тематику. Власти нужны были художники чтобы рисовать и агитационную и пропагандистскую продукцию. 

Основную часть заказов художник выполнял для различных домов культуры при фабриках, заводах, совхозах и колхозах. Они поступали в фонд Союза художников, который заключал договор с исполнителем заказов. Труд художника оплачивался достаточно щедро. Если судить по некоторым документам, за акварельные работы Кастеев получал в среднем от 200 до 300 рублей, а за большие картины маслом гонорар мог доходить до двух-трех тысяч рублей. Естественно, что на такую работу уходило много времени.

Кастеев создал более 10 тысяч произведений живописи. Это юный Абай, юный Шокан, Жамбыл, Амангельды, Биржан и Сара, высокогорный каток «Медеу», Ленин, Джангильдин в Швейцарии, Капчагайская ГЭС и др. 

Озеро «Есик» он подарил Д. Кунаеву в день его 50-летия. В творчестве Кастеева особое место занимает образ Амангельды Иманова. Дело в том, что после гибели предводителя восстания 1916 года не осталось ни одной его фотокарточки. 

И зимой 1944 года он отправляется  на родину народного героя в Тургайскую область, чтобы найти живой образ для портрета. В этой поездке молодой еще Абылхан попал под снежный буран, упал с лошади и чуть ли не замерз. 

Его нашли местные жители, откачали, обогрели. Когда пришел в себя первым делом спросил, знают ли они Амангельды. Местные люди сначала посчитали, что парень лишился рассудка. 

ПОРТРЕТ ИМАНОВА СОБИРАЛ ПО КРУПИЦАМ

Но он все равно опросил практически все селение. Кастеев собирал портрет Иманова буквально по крупицам. Сделав несколько портретов, он запускал по одному соратников, чтобы узнать похож или нет. Одна из его родственниц, увидев один из портретов расплакалась. Окончательный портрет Иманова был единогласно одобрен его родственниками и хорошо знавшими людьми. Так была создана одна из лучших работ мастера. Кастеев вернул народу и оставил отечественной истории героя таким, каким он был в реальности. 

За портрет Иманова в 1944 году Кастееву было присвоено звание народного художника республики, он был удостоен грамоты Верховного Совета Казахской ССР.

До конца 40-х семья Кастеевых не имела собственного жилья, хотя в семье росли шестеро мальчиков, потом родились трое девочек. 

Им выдали квартиру, в которой ранее жил знаменитый писатель  и драматург Мухтар Ауезов.  Эта квартира № 8 площадью 38 квадратов и с крохотной кухонькой в двухэтажном каркасно-камышитовом доме на углу улиц Сейфуллина и Шевченко (возможно он стоит и поныне). 

В этой квартирке он написал немало картин, наиболее известные среди них: «Колхозная молочная ферма», «Доение кобылиц», «Уборка хлопка», «Колхозный той», «Насильственный увоз невесты», «Купленная невеста», «Золотое зерно», «Аксайский карьер», «Высокогорный каток Медео», «Турксиб», «Долина Таласа», «Капчагайская степь».

Мастер мечтал о своей мастерской. Но многие годы художнику не удавалось получить надлежащую квартиру с творческой мастерской. 

КАК УСТРОИЛИ ПОКАЗУХУ ПЕРЕД АМЕРИКАНЦАМИ, ЗАСЕЛИВ ХУДОЖНИКА ВО ДВОРЕЦ

В 1959 году из Москвы сообщили о том, что в Алма-Ату приедут американские художники с целью ознакомления с творчеством Кастеева. В этой связи семью художника срочно переселили в Дом «Казахфильма» (ныне здание «Казахконцерта» на улице 8 Марта, уг. ул. Комсомольской, ныне филармония им. Жамбыла). 

Обставили хорошей  мебелью, завесили коврами, понавезли продуктов и т.д. Более того, успели объявить Кастееву, что отныне это есть его квартира и мастерская. Кастеев и его большая семья не могли нарадоваться. 

Американцы сделали небольшой фильм о жизни и творчестве художника и уехали. Фильм показали в США и Европе, его копию прислали Кастееву. 

Казалось бы жизнь удалось, но не тут-то было. Кастеева попросили освободить дом и вернуться  в старую квартиру.
Позже, будучи на приеме у Кунаева, художник сказал: «Мне сообщили, что есть новый закон, в котором сказано, что человек с большим знанием может обманывать человека с малым знанием».

«Такого закона нет», – ответил Кунаев. «Если нет, то почему мою семью после отъезда зарубежных гостей возвратили в старую квартиру? Почему решили обмануть Америку, Европу, меня, депутата? Разве это не есть обман?»

Как рассказывал Кастеев, Динмухаммед Ахметович от души рассмеялся и признался: «Аксакал, мы действительно вас обманули». Но тут же позвонил тогдашнему председателю Президиума Верховного совета КазССР Ж. Ташенову  по поводу распоряжения: «Построить одноквартирный жилой дом по ул. Городская, 6А для Союза художников с последующей передачей народному художнику А. Кастееву. На строительство дома из резервного фонда правительства выделить 300 тысяч рублей». 

Дом построили за три месяца, а ход строительства контролировали лично Д. Кунаев и Ж. Ташенев. Тем не менее,  в новом доме из четырех комнат и кухни почему то не оказалось главного – мастерской. Позже эту «ошибку» исправили и мастерскую достроили.

Когда-то этот дом в переулке за каскадами реки Алматинки был постоянно полон гостей: композиторы и художники, актеры и поэты, гости страны и столицы щедро потчевались здесь. Для родни иногда во дворе ставилась десятиместная палатка, чтобы не спать под открытым небом. 

- Потом, живя в обычной благоустроенной квартире, я долго не мог привыкнуть к отсутствию такого количества народа... - вспоминал Жан Кастеев, старший и любимый внук, проживший с легендарным дедом пять лет до ухода Кастеева из жизни.

Тогда дом казался огромным. За тенистым садом ухаживал сам Абылхан. Он вставал рано, в шесть утра, работал в мастерской за мольбертом, изготовленным собственными руками, а когда уставал писать, то шел в сад и занимался обрезкой деревьев, разными хозяйственными делами, которых всегда много. 

ГДЕ ЗНАМЕНИТЫЙ ХУДОЖНИК, ВИЖУ ТОЛЬКО ДВОРНИКА

Кастеев любил вставать рано, поливал цветы, наводил порядок. Однажды, когда он подметал двор, соседка через забор попросила его подойти и сказала: - Все время говорили, что этот дом строят для знаменитого художника, но я никогда его не видела. Он живет здесь или нет? А Кастеев ей в ответ: - Это я. Она удивились и выронила: - Извините, пожалуйста, я думала вы дворник.

Несмотря на славу и статус, Абылхан Кастеев был простым человеком. Он на самом деле вел обычный образ жизни, и одевался как все. Старался лишний раз не привлекать к себе внимания, не кичился своим положением. Его рабочий день начинался далеко засветло и заканчивался поздней ночью.

Героями полотен Кастеева были простые люди: пастухи, учителя, рабочие и передовики. Трудился он в своей мастерской, работал стоя, несмотря на то, что приходилось писать картину по 8-10 часов. 

Писал художник как маслом, так и акварелью. Современники всегда поражались, как такими сильными, рабочими руками можно делать такие шедевры акварелью, ведь писать картины такой техникой достаточно сложно. Если масло прощает ошибки, то здесь все должно быть вымерено с точностью и в тишине.

Он был велик и в малом. К примеру, в серии «Старый и новый быт» нашли отражение национальные традиции, обычаи, обряды, а так же новые веяния века. Таковы работы «Сватовство бая», «Бедняк и богатый у колодца» или «Новый быт колхозника». 

В этой серии, как говорят знатоки живописи, даже небольшие по формату рисунки огромны по своему содержанию, они искренни в выражении любви к родному краю. А, к примеру, картину «Насильственный увоз девушки» искусствоведы по праву называют шедевром.

С 1954 по 1956 году Кастеев возглавлял  Союз художников Казахстана. Кастеев дважды избирался депутатом Верховного совета КазССР, ему была присуждена премия им. Ш. Валиханова. 

КАК ОТКАЗАЛИ В ЗВАНИИ, ПОСЧИТАВ  ЕГО НЕГРАМОТНЫМ

В 1972 году его выдвигали на звание «Народного художника СССР», но чуть позже предложение было изменено: мотив – Кастеев  «недостаточно грамотный». 

Такая же судьба постигла предложение о представлении его к званию Героя соцтруда: по «инициативе» одного из авторитетных руководителей республики оно было отклонено , его присвоили другому лицу. 

В канун 70-летия Кастеев был повторно представлен к званию Героя соцтруда. Но получить это заслуженное признание ему не удалось, так пришла преждевременная смерть. Абылхан Кастеев был исключительно щедрым человеком. Он никогда не ставил цели продать свои картины подороже, побольше заработать. 

Когда члены экспертной комиссии по оценке стоимости картин спрашивали: «Какой гонорар, Абеке, вы бы хотели получить? Такая-то сумма вас устраивает?», Мастер обычно отвечал: «Сами решайте, жарайды, пойдет».  

Примечательно и то, что, получив гонорар, Кастеев обязательно оставлял кассирше в качестве подарка определенную сумму, мол, «она получает маленькую зарплату, помогать то надо». 

Бывало, он гонорара вообще не требовал. Так, в 1954 году по поручению тогдашнего председателя президиума Верховного совета КазССР Нуртая Ондасынова Кастеев сделал эскизы Почетной грамоты Верховного совета КазССР, Государственного флага и герба республики. Когда зашла речь об оплате, он заявил, что «работу Верховного совета надо делать бесплатно».

Несмотря на свою глубоко творческую натуру, Кастеев  очень серьезно относился к обязанностям депутата Верховного совета КазССР.

При его активном участии была построена асфальтированная дорога между Шымкентом и Шолаккорганом протяженностью 240 км. В результате его усилий в отдельных аулах и селах были построены мосты, отремонтированы дороги, школы и т.д. 

КАК ПОСТРОИЛ МОСТ НА БОЛЬШОЙ АЛМАТИНКЕ

По просьбе Кастеева тогдашний руководитель  города Алматы Е. Дуйсенов поручил построить мост на Большой Алматинке на пересечении улиц Пролетарская и Городская.  Абылхан Кастев отец 9 детей. Они с супругой вырастили 6 сыновей и 3 дочери. Жена — Сакыш Кастеева (род.1916- умерла в ноябре  2000г.), поженились в 1930 году. Дети  Мастера последовали его стезе. Сыновья Нуртлеу, Нуртас и дочь Гульназия – художники, Нурхат – скульптор.

Старший сын Абильтай стал кинооператором. Именно он открывал операторский факультет в академии искусств им. Жургенова. Родные говорят о нем: очень по характеру на отца похож - такой же молчун. 

Нуртай, второй сын, умер в шестнадцать лет от порока сердца. Все в семье убеждены, что он был самым талантливым из детей и его рука была так похожа на папину, что профессионалы зачастую были уверены: к работам парня прикладывал руку его талантливый отец. 

Нуртас, Нуртлеу, Нурбек, Нурхат выбрали специальности, связанные с искусством: есть среди них и художники, и дизайнеры. Старшая дочь Камиля стала педагогом. Младшая дочка Гульназия окончила Строгановское училище как художник-прикладник, сейчас преподает. А вот Гульдария удивила семью, выучившись на юриста. По последним данным, четверых  сыновей Кастеева уже нет. 

Первостепенную роль в достижении его успехов сыграла жена Мастера – Сакыш-апай. Она была женщиной уникального склада ума и благородного сердца. Художник уважал и ценил супругу, практически всегда прислушивался к ее советам. 

Во многом благодаря этой женщине семья Кастеевых стала образцом большой, гостеприимной и дружной, поистине казахской, семьи. Все мы знаем известное выражение, что за спиной знаменитого, талантливого мужчины стояла женщина, будь то мать или жена.

Как мало у нас книг, историй, рассказов о жёнах или матерях известных личностей в нашей истории. Я столкнулась с отсутствием биографий известных женщин, или спутниц жизни великих  людей нашей страны, когда писала магистерскую работу по социологии,  изучая биографические кейсы женщин нашей страны.

Абылхан Кастеев умер 2 ноября 1973 года, похоронен в Алматы. Его огромное творческое наследие хранится в фондах Государственного музея искусств, в Центральном Государственном музее, в музее Востока в Москве, в частных собраниях и личном архиве семьи. 

Заслуженный деятель искусств СССР (1942). Народный художник Казахской ССР (1944) Государственная премия Казахской ССР имени Чокана Валиханова (1967) за серию акварелей «На земле Казахстана». Именем Кастеева назван Государственный музей искусств Республики Казахстан, один из крупнейших художественных музеев страны (в нём хранится более 23 000 экспонатов, а также улицы в нескольких городах Казахстана.

Также его именем назван Художественный колледж в городе Шымкент (Казахстан), в 2009 году перед колледжем был открыт памятник художнику.

В 2004 году была выпущена почтовая марка Казахстана, посвященная Кастееву. Картина А. Кастеева «Турксиб» на почтовой марке Казахстана была выпущена в 1992 году.  В 2004 году, к 100-летнему юбилею А.Кастеева, Национальным банком Республики Казахстан была выпущена в обращение памятная монета номиналом 50 тенге. В 2014 году в Алма-Ате был открыт Дом-музей Кастеева. 

Каждое его произведение – это не только правдивое зеркало казахстанской живописи, но и вся непростая судьба нашего отечества. Будучи преданным сыном своего народа и земли, Абылхан Кастеев наполнил своим большим талантом и своим большим сердцем, болевшим за страну и казахский народ.