Колонка главного редактора

КУРУЛТАЙ. УЧЕБНИКИ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ и РОССИЙСКИХ АВТОРОВ?

Гульбану АБЕНОВА

В своём обращении на Курултае Глава государства подчеркнул ключевую роль книгоиздания в идеологической работе.

Неоспоримо, эта тенденция имеет огромное значение. Важно создавать большое количество книг, отражающих уникальность нашей страны и отвечающих нашим национальным интересам.

Мы не должны позволить, чтобы смартфон заменил для ребенка книгу, - заявил Токаев. Эти слова Президента ясно отражают современную реальность и вызовы, с которыми сталкиваются родители при воспитании детей.

Нужно признать, что смартфоны и социальные сети завладели вниманием молодого поколения.

Как уже отметил Глава государства, важно уделить внимание не только развитию книгоиздательства, но и стимулированию интереса к чтению среди молодежи. Ведь книга - это не только источник знаний, но и способ развития мышления, воображения, эмпатии.

К сожалению, сегодня дети читают книги все меньше, и практически единственной книгой, к которой они обращаются, является УЧЕБНИК.

Современный учебник стоит важной ступенью в образовательной системе, служа надёжным источником информации и, помогая, усвоить преподаваемый материал, а для большинства он остаётся основным источником знаний. На веб-сайте Министерства просвещения доступны электронные версии печатных учебников по всем предметам и классам.

Я, к примеру, просмотрела учебник физики для 7 класса общеобразовательной школы от издательства "Арман-ПВ". Это учебник нового поколения, разработанный в соответствии с обновленной программой образования, т.е. изданный уже в постсоветскую эру.

Он был опубликован у нас, в Казахстане, и это, безусловно, важный шаг вперёд. Однако стоит отметить, что приведенные списки использованной литературы в данном учебнике основаны на советских и российских авторах и материалах, написанных более 20-30 лет назад, что вызывает определённые вопросы.

Безусловно, учебники советского периода были хороши в своё время и представляли большое значение.
Однако за последние 30 лет независимости страны произошли существенные изменения, и это сказалось и на физической науке.

Это, возможно, частично связано с позицией Министерства просвещения, которое опирается на материалы советской и российской науки при проведении экспертизы и оценивании учебных материалов. Они, вероятно, обладают более полным пониманием этого вопроса, но, как мы видим, качество образования от этого не улучшается.

Несмотря на существенные инвестиции в отечественную науку, в том числе и педагогику, мы продолжаем активно использовать зарубежные источники.

Это вызывает вопрос: существует ли у нас собственная наука в традиционном понимании этого термина, или она уступила место изучению онлайн-курсов Cоursera?

Этот факт заставляет задуматься о дальнейшем направлении нашего образовательного процесса. Возможно ли при использовании материалов прошлого столетия и российских авторов успешно конкурировать нашей молодежи на международной арене? Ведь там же на Курултае министр просвещения Гани Бейсембаев заявил, что подтянут казахстанские школы на мировой уровень. Каким образом, если подходы к учебникам на уровне науки прошлого века? 

Не уверена, что мы в состоянии справиться с этой задачей при таком подходе и создать систему образования, которая будет отвечать потребностям нашего времени и будущих поколений.