Золотые клетки НИШ: образовательная пропасть в Казахстане-2
Гульбану АБЕНОВА
Мнения экспертов разделились после заявления министра просвещения о внедрении стандартов Назарбаевских интеллектуальных школ (НИШ).
Ряд экспертов утверждают, что эти стандарты предназначены лишь для мотивированных детей и предполагают углубленное обучение и убеждают в необходимости трансляции опыта НИШ в систему образования.
Цитируя дословно министра: «НИШ оправдали существование, благодаря популярности и качеству материалов. Мы работаем над тем, чтобы перенести их опыт на другие школы, сократив разрыв между сельскими и городскими школами. В ближайшие три года в пилотном режиме около 200 школ интегрируются в этот процесс. Финансирование проекта, стартующего в Актюбинской области, осуществляется Фондом
«Қазақстан халқына» с участием НИШ, Академии Алтынсарина и «Орлеу». Это лишь начало на пути к поднятию всех школ Казахстана на мировой уровень».
Как мы все помним, обновленное содержание образование началось с 2016 года по стандартам НИШ во всех школах страны, в итоге миллиарды средств были потрачены на трансляцию опыта, впрочем, результаты этих изменений вызывают вопросы, так как наша позиция в международных рейтингах значительно ухудшилась, а про эксперименты с СОР и СОЧ даже говорить не хочется, в голове всплывает сплошь ненормативная лексика.
Как говорится дьявол кроется в деталях, так как планируемое внедрение стандартов НИШ будет финансироваться через благотворительный фонд. «Қазақстан халқына». Предполагаемая стоимость одного проекта - 250 млн тенге на школе, что делает общую сумму пилотной программы за 200 школ порядка 100 млрд тенге.
В очередной раз, «Қазақстан халқына» ФИНАНСИРУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИНИСТЕРСТВА, теперь уже просвещения, что недопустимо по законодательству.
Вопросы вызывает и подход к оценке результатов обучения в НИШ, поскольку эти школы не проходят государственную аттестацию и не участвуют в ЕНТ. При этом, Министерство баллы НИШ приравнивает к баллам ЕНТ, без сдачи экзамена как таковых.
Ведь ничто не укрепляет уверенность в будущем, как знание того, что некоторые дети получают образование, которое не подлежит стандартной государственной проверке по итогу обучения в школе.
При этом, деятельность НИШ не регламентирована Законом «Об образовании» и идет вразрез с нормами Конституции, что вызывает вопрос о соблюдении НИШ юридических и конституционных рамок в области образования.
Кроме того, в НИШ, представляющих менее 0,1% всех школ, расходы на одного ученика в 6-8 раз выше, чем в государственных школах, что вызывает дополнительные вопросы о справедливости и равенстве возможностей.
Понимание того, что некоторые ученики получают образование, которое не проходит стандартную государственную проверку, справедливо вызывает опасения относительно будущего нашей системы образования.
Стоит задуматься о роли НИШ, учитывая их автономность в разработке своих программ, обучении и самоконтроле.
Если эту в сущности частную организацию финансируют из госбюджета и теперь благотворительного фонда «Қазақстан халқына», как мы можем быть уверены в объективности оценивания знаний учащихся?
Иными словами, текущие планы похожи на сценарий, в котором образовательная система разделяется на малую элиту и большинство, для которых образовательные мечты становятся все менее доступными.