Расследования

ЗАЧЕМ БРК КРЕДИТУЕТ АВТОСБОРКУ ДЛЯ УЗБЕКИСТАНА?

ЗАЧЕМ БРК КРЕДИТУЕТ АВТОСБОРКУ ДЛЯ УЗБЕКИСТАНА?

Гульбану АБЕНОВА

По совету Банка развития Казахстана, Қазақстанның Даму Банкі решила изучить проекты на их сайте и обнаружила интересный факт: большая часть крупных инвестпроектов финансируется государством на льготных условиях.

Интересно, что получателями средств, часто выступают самые богатые люди страны, известные из списка Forbes.

Привлекло внимание две заявки от ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» на сумму 34 миллиарда тенге, целью которых является предэкспортное финансирование для закупки машинокомплектов с целью сборки и реализации в Узбекистан. За проектом стоит Нурлан Смагулов, известный бизнесмен.

Часть средств из Нацфонда, при этом от самого заемщика вклад не требуется. Эти деньги пойдут на закупку комплектующих для сборки популярных моделей Hundai. Производство на территории специальной индустриальной зоны (СЭЗ) Алматы, где предусмотрены налоговые и таможенные льготы.

Хоть у нас и много льгот, автомобили все равно стоят дорого. Люди ищут более доступные варианты, но у нас выбор ограничен по сравнению с другими странами. Это заставляет задуматься, почему, даже с льготами, доступные авто остаются недоступными по цене.

Благодаря высоким прибылям от продажи автомобилей, наши производители занимают топовые места в списке Forbes. Однако критики часто говорят, что наша «сборка» автомобилей сводится лишь к установке колес и руля.

В контрасте с этим, Узбекистан демонстрирует впечатляющий успех, полностью самостоятельно производя автомобили с 100% производством.

Полное производство автомобилей включает в себя разработку отдельных деталей до сборки кузовов и двигателей.

Удивительно, но Узбекистан, не имея собственного производства стали и каучука, смог наладить выпуск автомобилей целиком.

Они даже открыли завод «Бриджстоун» для изготовления шин. В свою очередь, мы покупаем узбекские Chevrolet и Ravon, чтобы собирать их здесь.

Разве это не парадокс?

Вот и хотелось бы спросить у ҚР Өңірлік даму министрлігі / Министерство регионального развития РК Министерства промышленности: сколько на самом деле в наших машинах казахстанского материала, как сталь и пластик?

 

Наш автопром больше похож на шоу, где все делается для вида, используя наши налоги и пенсии.

Льготы для особых экономических зон обходятся Казахстану дорого — теряем 7 триллионов тенге каждый год. Президент Токаев хотел их урезать на 20%, но пока ничего не изменилось.

Так в чем план Министерство Экономики РК Министерства экономики и Министерства финансов Министерство Финансов РК по исправлению указанной ситуации?