ШТРАФ ЗА СРЕДНЮЮ СКОРОСТЬ: кто обманывает кого — ВОДИТЕЛИ или СИСТЕМА?
Гульбану АБЕНОВА
С введением контроля средней скорости на дорогах Казахстана 4 декабря 2024 года разгорелись жаркие дискуссии. Водители обсуждают в социальных сетях «лайфхаки», чтобы обойти систему, в то время как официальные лица уверяют: никакие хитрости не сработают.
Однако за кулисами этой технологии скрываются не только забавные видео и обсуждения, но и серьезные вопросы о легитимности самой системы.
СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ — новая ЛОВУШКА?
Контроль средней скорости стал настоящей головной болью для казахстанских водителей. Система работает так: камеры фиксируют время въезда и выезда автомобиля на участке дороги, затем рассчитывают среднюю скорость. Если показатель превышает лимит — водитель получает штраф.
Казалось бы, все логично. Однако вместо соблюдения правил некоторые автомобилисты нашли способ «перехитрить» систему: проехать участок быстрее, а затем остановиться у контрольной арки, чтобы переждать положенное время.
По данным Комитета административной полиции, это бесполезно. Система фиксирует скорость между всеми контрольными арками, установленные на расстоянии 50–70 км друг от друга, а потому любая попытка «догнать и перегнать» может закончиться не одним, а несколькими штрафами.
ОБМАН ВОДИТЕЛЕЙ или СИСТЕМЫ?
Несмотря на заявления полиции о бессмысленности подобных уловок, главный вопрос остается в другом: насколько ЛИГИТИМНА сама система контроля? По информации из открытых источников, оборудование и программное обеспечение, используемые для фиксации средней скорости, не имеют необходимой сертификации.
В реестре утвержденных средств измерений Казахстана отсутствуют упоминания об этих аппаратах. А это значит, что они не прошли обязательную аттестацию, как того требуют национальные стандарты. Более того, технология, лежащая в основе системы, не сертифицирована на соответствие требованиям точности и метрологического контроля.
Если система НЕ ГАРАНТИРУЕТ ТОЧНОСТЬ, как можно штрафовать водителей, основываясь на ее данных?
РИСКИ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ
Водители рискуют не только получить несколько штрафов за нарушение скорости, но и столкнуться с несправедливостью из-за работы сомнительной технологии.
Вот что важно учитывать:
ОШИБКИ В РАСЧЕТАХ
Без сертификации оборудования и программного обеспечения водители не могут быть уверены в корректности расчетов.
1. Недоверие к системе.
Отсутствие прозрачности в работе системы подрывает доверие граждан к государственным институтам.
2. Нарушение закона.
По законодательству Казахстана, фиксация нарушений должна производиться сертифицированными приборами. Пока система контроля средней скорости не прошла необходимую аттестацию, ее использование вызывает сомнения с точки зрения законности.
ЧТО ГОВОРЯТ ЧИНОВНИКИ?
Комитет административной полиции настаивает: соблюдение средней скорости — единственный способ избежать штрафов. Они призывают водителей не искать обходные пути, а думать о безопасности. Однако эти призывы теряют вес на фоне несоответствия самой системы законодательным требованиям.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Пока система контроля средней скорости не будет сертифицирована в соответствии с национальными стандартами, ее применение остается спорным.
Гражданам важно требовать:
• Прозрачности от государственных органов и разработчиков технологии.
• Предоставления доказательств легитимности оборудования и программного обеспечения.
• Приостановки работы системы до завершения всех проверок.
Система контроля средней скорости — это не просто техническая новинка, а МЕХАНИЗМ, который напрямую влияет НА ПРАВА ГРАЖДАН. Пока остаются вопросы к легитимности оборудования и корректности расчетов, каждый выписанный штраф — повод для сомнений.
Без сертификации и прозрачности система выглядит как ИНСТРУМЕНТ НАКАЗАНИЯ, а не защиты. Кто обманывает кого в этой ситуации: водители систему или система — общественность? Пока кажется, что ответ очевиден.