СЕРТИФИКАЦИЯ «СЕРГЕКА», когда закон становится гибким.
Гульбану АБЕНОВА
Инцидент, в котором система «Сергек» зарегистрировала скорость автомобиля Lada Granta в 206 км/ч, вызвал активные обсуждения и поставил под сомнение точность измерений этого устройства.
Нацпалата подтвердила, что компания "Open Technologies Group", ответственная за производство "Сергек", не располагает требуемыми сертификатами соответствия, а также отсутствуют документы СТ-КЗ, которые бы подтверждали производство заводской партии этой системы.
Это противоречит статье 31 КоАП, которая предписывает использовать для контроля дорожного движения только сертифицированные автоматические средства. Если «Сергек» не соответствует этим требованиям, его использование ДОЛЖНО БЫТЬ ПРИЗНАНО НЕПРАВОМЕРНЫМ.
Многие задаются вопросом: каким образом «Сергек» определяет скорость и идентифицирует номера транспортных средств? Известно, что устройство использует метод оптического распознавания.
Но, как указывает Министерство юстиции, у ТОО «Open technology group» нет зарегистрированных программ для таких измерений, что может указывать на отсутствие ЛЕГАЛЬНОГО ПО для этой цели.
Комплекс «Сергек» не зарегистрирован как промышленная модель, что вызывает вопросы касательно его технологической инновационности.
Тем временем, «Коркем-Телеком» имеет права на ряд программных продуктов, разработанных частными лицами:
Мобильное приложение «Сергек-Патруль» Сертификат № 2793 (27 августа 2018 г.).
Программа «Система Распознавание номеров» - Сертификат № 918 (5 июля 2013 г.).
Программа «Оптическое вычисление скорости» - Сертификат № 1 (4 января 2017 г.).
Стоимость регистрации каждой из упомянутых программ в Реестр составила 6932,8 тенге. Фотографии данных документов можно увидеть в материале ниже.
Таким образом, «Сергек» кажется своего рода «сборной солянкой», состоящей из различных компонентов, и, что еще более тревожно, оперирующей ВНЕ РАМОК ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
Из-за чего, легитимность комплекса «Сергек» вызывает множество вопросов. Отсутствие каких-либо документов, подтверждающих его производство, а также необходимого сертификата соответствия, ставит под сомнение законность его эксплуатации.
Это приводит к сомнениям относительно надежности методов фиксации скорости, используемых этим комплексом.
В Республике Казахстан существует СТ РК 2.21-2019, который устанавливает критерии тестирования и сертификации средств измерений. Этот стандарт требует, чтобы все измерительные устройства, в том числе программное обеспечение, проходили аттестацию.
Однако, как установлено, программное обеспечение от «Open Technologies Group» вовсе не существует, а программы от ТОО «Коркем телеком» НЕ ПРОШЛИ АТТЕСТАЦИЮ.
Дорожная полиция, использующая «Сергек», кажется, работает с системой, не имея полной информации о ней. Они утверждают, что их функция заключается лишь в использовании устройства, и они не располагают нужной документацией.
Все запросы официально перенаправляются к акиматам, ответственным за сотрудничество с ТОО «Коркем телеком».
Президент в своем обращении подчеркнул необходимость строгого соблюдения законов для всех, будь то граждане или государственные органы. Закон РК «О техническом регулировании» четко гласит: перед началом продажи любой продукции необходим сертификат соответствия.
После завершения текущего договора ГЧП, система «Сергек», не имея необходимой сертификации, будет передана на баланс и под управление акиматам и дорожной полиции.
Однако, согласно статье 32 указанного закона, продукция без соответствующего подтверждения не может быть принята или использована.
Статья 415 Административного Кодекса РК предписывает следующее, что нельзя выпускать в продажу продукцию, не отвечающую стандартам и требованиям технических регламентов. Продукция без соответствующих документов, подтверждающих её качество, не должна появляться в обращении.
Дополнительно, в соответствии со статьей 44 Закона о техническом регулировании, при выявлении продукции, представляющей опасность представляющих непосредственную угрозу правам и законным интересам физических и юридических лиц, может быть немедленно изъята из продажи и запрещена к дальнейшему распространению.
Этот факт поднимает серьезные вопросы относительно легитимности и правомерности применения всей системы «Сергек».
Очевидно, что применение несертифицированных систем для регистрации нарушений на дорогах находится вне рамок закона.
Общественность ожидает прозрачности и открытости в таких вопросах, особенно касающихся принятия решений о штрафах и административных мерах.