НАРОД САМ ВЫБИРАЕТ, КОГО ПОЧИТАТЬ И ЗА ЧЬЮ ДУШУ МОЛИТЬСЯ
Гульбану АБЕНОВА
Мавзолей Карашаш ана посетила в селе Сайрам Туркестанской области. Мавзолей воздвигнут на могиле матери великого правоведника-суфия Ходжи Ахмета Яссауи. Сам мавзолей был возведен в XIII веке, но позже был отреставрирован и является историческим памятником архитектуры ХІХ века.
«Карашаш Ана являлась матерью Ходжа Ахмета Яссауи. Её настоящее имя — Айша-Биби. Благодаря своему происхождению Карашаш-Ана была воспитана, умна и просвещена», - пишет Википедия.
Также в других источниках пишут, что она лечила людей и помогала бедным, уделяла внимание образованию детей. Карашаш-ану почитают тюрки всего мира. Ее отождествляют с идеалом материнства.
Она была не просто матерью великого человека, она сама как личность была почитаема в народе благодаря своим праведным делам ради людей.
Для каждого из нас мать святая. Не зря говорят, что рай в ногах матери. И наши олигархи, нувориши, каким-то образом разбогатевшие, работая на высоких государственных должностях, начинают строить мечети, называя их в честь своих матерей и отцов.
Пройдёт много лет и этих нуворишей не станет, их кости и фамилии превратятся в пыль, но в мечеть будут ходить люди. Вспомнят ли они кем была женщина, чьим именем названа мечеть? Что вспоминать-то если даже мы, современники, не знаем ничего об этом человеке. Кое-как выяснили, что она была матерью чиновника, чье имя даже на толику не связано с праведными делами. Кто знает, может когда-то его обвинят в расходовании бюджетных средств, в превышении должностных полномочий или в других преступлениях.
Выясняя в честь в кого названа мечеть в районе старого вокзала, задумалась о том, насколько вообще правильно и этично называть мечеть в честь того или иного человека с Исламской точки зрения.
С одной стороны - человек построил мечеть на собственные деньги, имеет право называть на свое усмотрение. Но с другой стороны, в интернете много мнений по этой теме. Многие консервативные религиоведы считают это недопустимым, так как это храм для выполнения религиозных обрядов.
Даже есть мнение, к примеру Гейдара Джемаля, что наречение мечети именем политика или родственника действующего политика является элементом ширка (идолопоклонничества).
Есть в мире мечети, названные в честь великих людей, в том числе и женщин. К примеру, в Мекке есть мечеть Айшы, да будет доволен ею Аллах. Но названа она была людьми в более поздние времена.
Мечеть так названа, поскольку именно здесь Мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) вошла в состояние ихрама во время прощального хаджа Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Как видим, спустя годы народ сам посчитал, что в честь этой женщины должна быть названа мечеть.
У нас же не спрашивают, достоин ли тот или иной наш современник, чтобы в честь него называли храм Божий. Нам не рассказывают о мирских делах этого человека, как достойно он прожил жизнь, какую пользу он принёс людям при жизни. Почему люди должны его почитать и молиться за его душу.
У нас даже мечеть называют воровским образом. Скрывают, что названа в честь матери премьер-министра, государственного служащего высокопоставленного на тот момент. Почему скрывают? Это преступление, если человек выполнил большую духовную миссию на земле?
Если человек сделал благое дело для мусульман и построил мечеть на свои честно заработанные деньги, откладывал десятилетиями деньги из своей бюджетной зарплаты, раз всю жизнь был госслужащим и не имел права заниматься предпринимательством, почему он должен скрывать свое деяние?
А если мечеть построена в рамках проекта «Рұхани жанғыру», то значит называть ее нужно было в рамках проекта, а не по желанию спонсора строительства, даже если он на тот момент был высокопоставленным чиновником.