Колонка главного редактора

КУРУЛТАЙ. ОБРАЗОВАННАЯ НАЦИЯ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРУЛТАЙ. ОБРАЗОВАННАЯ НАЦИЯ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Гульбану АБЕНОВА

На Курултае, по моему субъективному мнению, не было достаточного упора на две важные темы, которые непременно требуют обсуждения: роль образованной нации и качество образования.
 
Образованная нация - это фундаментальный принцип идеологии, который предполагает, что развитие страны зависит от уровня образования ее граждан.
 
Очень важно подчеркнуть, что понятия «образованная нация» и «качество образования» хотя и связаны, но не являются тождественными.
 
Образованная нация относится к идеологическому концепту, который подразумевает, что общество, состоящее из образованных граждан, способно достичь прогресса и благополучия.
 
Таким образом, образованная нация и качество образования тесно связаны, хотя представляют различные аспекты образовательной системы.
 
Развитие образованной нации зависит от качества образования, которое в свою очередь требует системных усилий по улучшению содержания, методологии и ресурсов образования.
 
Поэтому качество образования занимает центральное место в дискуссиях нашего общества. Это направление становится особенно значимым, учитывая растущую инвестицию в образовательную сферу.
 
Однако, наблюдается проблема, в стране было реализовано множество госпрограмм, которые не улучшили ситуацию в сфере образования.
 
Несмотря на заметное финансирование сферы образования в стране, положительные изменения крайне нестабильны и незначительны.
В 2021 году в образование было инвестировано 3,7 трлн тг, что составляет 20,5% от общего объема государственного бюджета.
 
В общем и целом, за последнее десятилетие на развитие этой сферы было выделено 20 трлн тг. Республика Казахстан, начиная с 2015 года, обязала себя достигнуть Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН до 2030 года, среди которых (Цель 4) ставит акцент на универсальное и справедливое качественное образование.
 
Вопреки значительным затратам и активным усилиям министерств образования, даже выполнение комплекса системных мер и государственных программ не способствовало реальному повышению уровня образования.
 
Результаты исследования US News & World Report говорят сами за себя: Казахстан находится на 71-м месте из 78 в рейтинге лучших стран по образованию за 2021 год.
 
Очевидно, что образовательная система находится в состоянии системного кризиса, и совмещение исполнительной и контрольной функций в одном органе только усугубляет ситуацию.
 
Комитеты по контролю за образованием в министерствах образования не выполняют своих функций в должной мере, так как конечные результаты их контрольной деятельности могут повлиять на карьерные перспективы министров, что, естественно, они стремятся избежать.
 
Международный опыт показывает, что наличие независимых агентств по контролю за качеством образования, подчиняющихся премьер-министру или президенту, может значительно улучшить ситуацию.
 
Без установления такого порядка, улучшение качества образования будет медленным и трудноосуществимым.
В России, например, действует Рособрнадзор - организация, прямо подчиненная президенту и отвечающая за контроль и надзор в области образования.
 
Смею, предположить, что необходимо пересмотреть подход к управлению и контролю в образовательной сфере, возможно, через создание независимого агентства по контролю за качеством образования.
 
Пока мы не применим системные решения, не сможем говорить о существенных положительных сдвигах в образовании.
 
И, хотя государственные инвестиции в образование измеряются триллионами тенге, эффективность и качество обучения оставляют желать лучшего.
 
Настало время предпринять решительные действия для обеспечения реальных и заметных улучшений в образовательной системе страны.