Общество

КРАСАВИЦА, ЧИСТЯЩАЯ ОБУВЬ

КРАСАВИЦА, ЧИСТЯЩАЯ ОБУВЬ

«Меня зовут Махаббат Кантаева, я чистильщик обуви», – заявила эта красивая девушка, чему я изрядно удивилась и пошла к ней на работу, чтобы убедиться в этом.

Почему эта молодая, красивая девушка с дипломом переводчика английского языка и дипломом экономиста решила выбрать себе необычное для девушки дело? Все дело в том, что Махаббат с детства любила чистую обувь и любила чистить не только свою обувь, но и своих родных.

Любовь к чистой обуви у Махаббат сформировалась с детства. Она жила в пригороде Рудного, и до остановки, по ее словам, приходилось месить грязь по бездорожью. Девочка надевала поверх сапог или ботинок целлофановые пакеты.

Каждый вечер, сев с тазом в прихожей, мыла и чистила обувь всех членов семьи. И в студенческие годы не могла терпеть грязную обувь, набрав в ведро воды, мыла обувь свою и девчонок в общежитии. Мне это очень нравилось. Это было своеобразным снятием стресса, как мне кажется, – вспоминает Махаббат.

Когда Махаббат стала работать и неплохо зарабатывать, начала покупать хорошую обувь, которую с мылом и тряпкой не станешь чистить, а вместо этого в обувном магазине ей предлагали спрей, крем или пенку. Таким образом, уже начала чистить обувь специальными средствами.

А когда появились первые химчистки обуви, то Махаббат стала их постоянным клиентом. Чистили быстро и недорого. Но однажды она заметила, что цены на услуги значительно повысились – целых пять тысяч тенге, и чистили при этом целых две недели. Каждый раз, когда она заходила в мастерскую, ее кормили «завтраками», ибо не успевали. И тогда Махаббат задумалась, значит, хороший бизнес и услуги востребованы, что даже не успевают почистить за два дня.

Девушка неплохо зарабатывала на продаже продукции для стоматологических компаний, доставляя ее из Украины, но во время пандемии бизнес ее приостановился, затем ситуация в той стране, и поэтому она стала думать, чем заняться и какой бы открыть бизнес.

НЕОБЫЧНОЕ УВЛЕЧЕНИЕ

Все советовали Махаббат открыть салон красоты, но она посчитала, что для салона нужны хорошие мастера. А они лучше сами откроют, чем к кому-то наниматься. Также ей советовали продавать косметику или одежду. Но таких магазинов много, а химчисток обуви не так много, и люди неделями ждут, значит, неплохо зарабатывают те, кто такими услугами занимается, – решила она.

Махаббат начала изучать, какое бывает оборудование, потом искала его у нас, в Казахстане. В интернете нашла человека, занимающегося продажей такого оборудования в Алматы, затем, созвонившись, поехала туда. Продавец, не пожалев своего времени, подробно рассказал не только о своем товаре, но и о технологии этого вида бизнеса, и как это оборудование может помочь. Казалось, человек знает не только то, что продает, но и весь процесс чистки обуви. Он оказался потомственным технологом-инженером. Его отец и дед тоже занимались технологией оборудования.

Махаббат решила заказать все, что ей было необходимо, через этого человека из Италии, Китай даже не рассматривала. Она говорит: «Хотела самое лучшее и качественное, проверенное временем».

ПОИСК ПОМЕЩЕНИЯ

Сначала искала помещение на цокольном этаже, в подвалах, какой-то стереотип был, что именно там должен быть ремонт обуви и его химчистка. Все говорили вокруг, да не важно, где помещение находится, главное – работа в Instagram. Но она решила, что вывеска должна быть видна издалека, чтобы рядом живущие люди, проходя мимо, увидели эту вывеску и зашли к ней.

Она нашла помещение, которое было всего 40 квадратов, намного меньше, чем планировалось по проекту. Но твердо решила – на этом месте должна быть ее химчистка, рядом расположена действующая химчистка одежды. Махаббат представляла, что люди, сдав одежду в химчистку, которая наработала клиентуру за пять лет, сдадут на чистку и свою обувь.

Позвонив по объявлению, к своему удивлению, столкнулась с несговорчивым хозяином помещения. Тот устроил допрос – какой бизнес, есть ли опыт, есть ли другие такие заведения и т. д. И категорически отказался сдавать в аренду это помещение.

– Он мне отказывает из-за того, что я создам, по его мнению, конкуренцию соседним бутикам. Я его убеждаю, что я им не конкурент, у тех одежда, а у меня – обувь. А он мне: «Ты сегодня обувь чистишь, а завтра начнешь одежду. Конкуренцию своим же арендаторам создавать не буду!». Хотя какая ему разница. Я его неделю упрашивала. Во мне он сомневался из-за того, что раньше я этим бизнесом не занималась. А я ему говорю: «Плачу за три месяца вперед. И если будете сомневаться, то я съеду».

Сделала ремонт. Купила стол и стул. Поставила оборудование, парогенератор, идеально чистит, но габариты крупные, занимает всю площадь мастерской. Но там много функций, предусмотрены сушильные шкафы с озонатором, парогенератор, пылесос, три подачи пара, можем красить обувь, сумки…

И начала работать, выполняла все одна – мастер на все руки и сам себе режиссер, как говорится.

– Обращаете ли внимание на обувь человека на улице, обувь может рассказать о человеке?

– Да, обращаю, особенно сейчас, сразу замечаю ухоженность обуви и узнаю обувь, которая побывала у нас на химчистке (смеется).

По моим наблюдениям, люди, которые мыслят глобально или творческие, они небрежно относятся к обуви, могут ходить в грязной, не замечая ее состояние. Есть и перфекционисты, которые слишком большое значение придают чистоте обуви, чистую обувь без конца чистят и вытирают. Это, наверное, к области расстройства относится.

Большинство казахстанцев носят хорошую, добротную дорогую обувь. Это говорит о том, что благополучие общества улучшилось, чем было раньше. Но наши люди абсолютно не умеют ухаживать за обувью, – поделилась чистильщица обуви Махаббат.

– Клиенты начали приходить, и я смотрю, какую обувь приносят, понимала, здесь мало чистки, здесь надо ее красить, нужно реставрировать. Чистка только для новой обуви. Но люди приносят довольно изношенную обувь. Приносили дряхлую обувь, которая валялась в кладовке несколько лет, и считали, что я подарю им чисткой новую жизнь.

Но это невозможно, я понимала, что, помимо чистки обуви, нужна полная реставрация. Нашла человека, который обучает реставрации и покраске обуви, и со всеми мужиками сидела в подвальчике и училась реставрировать кожу, не снимая респиратор целыми днями.

Мне мастера говорили все: «Первый раз вижу девушку в этой сфере. Тебя надолго не хватит». А я им улыбалась в ответ, про себя думая, ну посмотрим, я просто так быстро не сдаюсь. Я реставрировала, красила всего за пять тысяч тенге. Мои конкуренты делали ту же работу. Стеснялась просить больше за свою работу. Мне казалось, что, если назову сумму выше, люди будут возмущаться. Хотя было тяжело работать одной с 10 утра до 8 вечера. И я нашла девушку-мигрантку из Узбекистана. Она до этого работала домработницей. Взяла ее на работу как помощницу, начала обучать всему тому, что я умела, и мы стали работать вдвоем, позволяя по одному выходному дню в неделю.

Позже я отправила ее учиться за свой счет. Ушло на это немало времени и денег. Мы вызвали мастеров к себе на неделю из Караганды – они нас обучали на месте. Многому у них научились. Мы реально думали, что умеем все.

Махаббат не только обучает девушку, назовем ее Фируза, инвестируя в мастерство, но еще решает все ее жилищно-бытовые вопросы, а также проблемы с регистрацией в миграции, и при этом платит высокую зарплату в этой сфере. При этом просит, чтобы она не бросала Махаббат и отработала все вложения в нее. Девушка, конечно же, клятвенно обещает. Тем не менее Махаббат вместе с юристом составляет договор, где прописывает, что в случае ее увольнения по собственному желанию раньше срока Фируза должна возместить все затраты Махаббат на ее обучение.

ЯНВАРЬ – МЕРТВЫЙ СЕЗОН ВЕЗДЕ

И вот наступает январь-февраль – мертвый сезон во многих сферах бизнеса. Хоть и работы нет, Махаббат продолжает платить зарплату 300 тысяч тенге Фирузе и за аренду помещения из своих накоплений. А в марте люди начинают приносить обувь чуть ли не мешками.

– Завалили обувью целую комнату. Я приезжала в шесть утра, чтобы успеть включить сушку, Фируза – к десяти часам. Работы непочатый край, еле успеваем выполнять заказы. Допоздна засиживаюсь, чтобы выполнить заказ в срок.

Тогда мы среди этих мешков с обувью еле успевали, и именно в этот сложный период девушка встала и сказала: «Я ухожу, мне тяжело. Да, я знаю, у нас договор был, но я вам ничего возмещать не буду, хотите, подавайте в суд. Мне по барабану. Единственное, что я могу обещать, что не пойду работать в эту сферу и применять знания, которые дали в другом месте».

И в разгар сезона я осталась одна. Понятно, что одна не могла все вытянуть и дала объявление. Ко мне начали приходить люди на собеседование.

А когда стали приходить люди с опытом, я поняла, что может и хорошо, что Фируза ушла, так как я увидела работу настоящих и опытных мастеров, они привносили свою лепту в мой бизнес, делая хорошие предложения для улучшения работы. Нашла мастера, который ремонтирует и даже шьет обувь, и я смогла нанять и СММ-щика.

– Какую обувь носят астанинцы?

– Выросло благосостояние народа, можно сказать, нам действительно привозят хорошую обувь. Некоторые привозят обувь, которая стоит миллион. В сезон обувь нам приносят пакетами и мешками. И каждая пара стоит от тысячи долларов. Некотопые людя носят обувь по 8–10 лет и хотят чуда. Мы им говорим, что она не грязная, она изношенная. Обижаются. Например, женщина принесла лоферы кожаные, когда-то белые были покрашены в черный цвет, и снова хочет она, чтобы сделали их белыми. Я ей объясняю, что химчистка не поможет, что она не грязная, а изношенная. Но женщина возмущается, типа мы ничего не можем.

Я ей говорю, что перекрасить белые сапоги после чистки будет стоит 18 тысяч тенге. Возмущается, что дорого.

Когда мы принимаем обувь, всегда подписываем с клиентом договор. Документ этот я разработала с юристами. Около 15 пунктов согласно ГОСТу. Чтобы клиент знал, какую работу мы выполняем.

Женщина мне звонит и требует поставить профилактику – накладку на подошву. Хотя этого нет в договоре, и эта профилактика стоит денег. Скажешь об этом – возмущения не избежать.

– Как наши люди умеют ухаживать за обувью?

– Недавно к нам приходил очень известный человек и принес свою обувь. Обувь дорогая, красивая, полностью из качественной кожи. Но подошва вся стерта, если бы он поставил сразу профилактику на подошву, она была бы идеальна. А он не знал. Кожа вся стерлась. Мужчина удивился, что можно было поставить прокладку. А он принес, износив ее. Если бы он приходил чаще, то эту обувь можно было бы лет десять носить. При этом отмечу, те, кто приносит дорогую обувь от тысячи долларов, как правило, вежливые, воспитанные, не хамят.

– Значит, люди начали ухаживать за обувью, и ваши услуги сейчас востребованы?

– Когда я открывала свою химчистку, была одна в этом районе, а сейчас в радиусе одного километра есть три таких бутика, значит, есть спрос и конкуренция.