Авторская колонка

ГЧП ПОД ПРИЦЕЛОМ: последствия коррупционных схем в образовании

ГЧП ПОД ПРИЦЕЛОМ: последствия коррупционных схем в образовании

Гульбану АБЕНОВА

Масштабный коррупционный скандал в Актюбинской области выставил под сомнение достоверность системы квалификационного тестирования педагогов в Казахстане.

Главным звеном этой нечестной схемы стала компания "U-FUTURE". Совместно с министерством науки и образования, в рамках государственно-частного партнерства, она основала «Региональный центр тестирования и педагогической компетенции». Для реализации этого проекта из госбюджета было направлено порядка 1,149 миллиарда тенге.

Было создано 16 частных тестовых центров по всему Казахстану, включая 14 областных центров и два города республиканского подчинения.

Эти центры работали на единой программной платформе, следуя унифицированным техническим требованиям и правилам проведения тестирования.

Целью создания данных ЧАСТНЫХ ЦЕНТРОВ через проект ГЧП, как заявлялось, было внедрение стандартов, усиление прозрачности и справедливости оценочных процедур педагогов. 

Сервис UStudy также предлагал возможность проведения пробных тестирований ЕНТ.

В итоге, несмотря на благие намерения, система стала уязвимой для коррупционных махинаций, подорвав доверие к образовательной системе страны.

В очередной раз была создана КОРРУПЦИОННАЯ СХЕМА ГЧП, которая привела к таким ужасающим последствиям, которая окончательно подорвала доверие к оценке и к самому статусу педагога.  

Краткая суть происходящего: Директор Актюбинского филиала "U-FUTURE" в сговоре с коллегами создал коррупционную схему, позволяющую педагогам «пройти» тестирование за деньги. При этом от директоров школ брали 1 миллион тенге, а от учителей — 300 тысяч.

Учителя, по сути, не проходили тестирование, вместо них это делал кто-то другой. В некоторых случаях учителям даже передавались ответы на их мобильные телефоны.

В результате такой махинации, с поддельными сертификатами работали педагоги по всему региону, получая незаконные надбавки к зарплате.

Сотрудники центра тестирования также помогали учителям из других регионов. 
Они подключались к системе "Компьютерная система тестирования" через программу "Тонкий клиент". 

Некоторые учителя даже не являлись на тестирование лично, но все равно получали необходимые баллы. А тем, кто все-таки являлся лично, "помощники" передавали правильные ответы на их мобильные телефоны.

С начала июня по конец августа 2022 года мошенники сфотографировали 4 488 тестовых вопросов с ответами и заработали на этом немало.

Последствия: около 885 педагогов из Актобе, Кызылорды, Актюбинской, Туркестанской, Мангистауской, Жетысуской и Улытауской областей страны стали участниками этой схемы.

Подозреваемые пришли к соглашению с правоохранительными органами, согласившись уплатить штрафы, чтобы избежать тюрьмы.

Сертификаты, полученные в результате мошенничества, будут аннулированы, а педагогам придется вернуть неправомерные надбавки.

Кроме того, более 100 миллионов тенге в качестве надбавок к зарплате получили педагоги с поддельными документами в Актюбинской области. 70 учителей школ, работников детсадов и училищ имели фальшивые сертификаты о прохождении национального квалификационного тестирования.

Коррупционный скандал в системе тестирования педагогов вызвал широкий резонанс среди общественности Казахстана. Многие общественные деятели задаются вопросом: если педагоги готовы нарушать правила ради личных интересов, какие ценности они могут передать учащимся?

Общественность настаивают на том, чтобы привлечь к ответственности не только учителей, участвующих в мошенничестве, но и всех вовлеченных в эту схему, начиная от технических исполнителей и заканчивая руководством.

Учителя, которые идут на мошенничество, подрывают доверие общества к профессии, которая должна быть олицетворением честности.

"Какие же уроки и ценности такие учителя могут дать нашим детям?" - обеспокоенно спрашивают граждане. Педагогическая деятельность основана на доверии, и учителя должны служить примером для молодого поколения.

Последние коррупционные дела, начиная от аферы в системе Сергек до махинаций с тестированием педагогов, наложили тень на доверие к инициативам, основанным на государственно-частном партнерстве.

Эти инциденты стали камнем преткновения для дальнейшего развития и успешной реализации проектов ГЧП, требуя пересмотра подходов и механизмов контроля.