Колонка главного редактора

На сцене «Фариза»

Гульбану АБЕНОВА

«Фариза, Фаризажан, Фариза қыз!». Думала непременно услышу эту песню или стихи, собираясь на спектакль «Фариза», о котором я узнала накануне. Так примитивно думала, ибо этой известной песни так и не прозвучало в постановке.

Это был другой подход к образу поэтессы Фаризы, хотя образ другого поэта, автора этих известных стихов Мукагали  непосредственно проходил красной нитью через весь спектакль.

Автор постановки - известный драматург Roza  Mukanova, одна из талантливых драматургов кого я знаю.  Вы не поверите, но я когда-то раз 25 ходила на спектакль по ее пьесе  «Мәңгілік бала бейне».  И хотя все фразы и действия актеров знала наизусть, каждый раз, открыв рот, ловила каждое слово и смахивала слезу. Это был один из шедевров режиссера Болата Атабаева. И играли замечательные актрисы театра им. Ауэзова.

Удивил молодой режиссер Фархат Молдагали. Талантливый, ищущий, у него и классический традиционный стиль и что-то новое и современное, он миксует. Но в любом случае получается интересная постановка.

Не могу не отметить талантливую актрису, сыгравшую главную роль Назгуль Карабалину. Ей удалось максимально вжиться в образ  Фаризы, ее походка, манеры, голос.  В самом конце действия прозвучал голос самой поэтессы или актрисы, я до сих пор гадаю. Настолько даже интонация и тембр схож.

В целом, чтобы понять эту постановку надо знать о Фаризе и Мукагали. Спектакль о муках поэта и не только творческих. Как тяжело было в советское время женщине-поэту. Как преследовали, как высмеивали,  «да как она смеет писать об эротике». Общество всегда всех хочет загнать в понятную им рамку. Серой толпе неприятно и дискомфортно, когда кто-то не такой как все, и еще хуже, когда кто-то талантлив и имеет собственный взгляд на все.

Понятно таких гнобили, прессовали, а если еще и женщина… так и прозвучало «урғашы». Жуть от такой гендерной дискриминациии, сексизма. К сожалению, эти явления встречаются и в нашем обществе сейчас.

Почему-то поэтесса Фариза считала, что должна посвятить себя слову, поэзии. А раз так, не должно быть места личной счастливой жизни, не должна быть с любимым, выходить замуж как все и иметь детей. Персонаж Тағдыр ей об этом говорит. Хотя непонятно, женщина в белом это ее галлюцинации, плод воображения поэта или аруах, а может ее внутренний голос.

И почему в то время считалось, что талантливый художник, поэт, творческий человек должен быть один. Может когда человек имеет нормальные счастливые отношения с противоположным полом стихи не рождаются? Нужно страдать и мучаться от одиночества, от того что нет второй половины и лишаешь себя радости материнства? Такую жертву нужно приносить ради чувствительных строк?

А еще талантливые поэты всех времен не могли найти общий язык с Властью, не то, что нынешние «мен на аманате, сен на аманате».

«Акыну не нужна власть, зато власти нужны акыны», звучит со сцены. Кто-то же должен их воспевать. Но нынешние акыны, пробравшись в депутаты, не могут уже выдать стихи для народа, они уже потеряли свой дар сочинительства и кроме самодовольного «Я на рахате», ничего выдавить из себя не могут…

Я думаю еще будут немало произведений и спектаклей о Фаризе Онгарсыновой, раскрывающих многогранную личность как поэтессы, так и как принципиального и сильного духом женщины.